Религия вчера и сегодня

Сейчас одной из самых популярных тем для обсуждения является религия. И все чаще и чаще ислам и мусульмане оказываются в центре внимания

В Дагестане, где мусульман подавляющее большинство, едва ли не самая конфликтная сфера – это религия.

Сейчас одной из самых популярных тем для обсуждения является религия. И все чаще и чаще ислам и мусульмане оказываются в центре внимания

Она, к сожалению, является почвой для конфликтов, споров, разжигающих в обществе взаимную неприязнь, ненависть, и других разъединяющих факторов. Мусульмане, разделившись на множество течений, вот уже два десятка лет не могут определить, у кого путь прямее. Тогда как религия в идеале является и должна являться сферой, которая, наоборот, людей объединяет, чтобы народы жили в мире и согласии, а также решает конфликты и споры. Если общество условно разделить на производителей, торговцев, судей и воинов, как и было на Кавказе в давние времена, то именно религия и должна заниматься арбитражем. Она фиксировала, сохраняла те адаты или нормы, которые позволяли гармонично функционировать этой общественной системе. Если возникал спор, условно говоря, между торговцами или между ними же и производителями, то они шли к кадию, то есть к судье, который, опираясь на нормы, фиксировавшиеся с давних времен, мог этот спор разрешить. Разрешить справедливо, то есть, чтобы обе стороны были довольны. Когда каждый был занят своим делом и не совал нос в чужое, то все было хорошо. Для того же кадия, к которому обращались за решением споров, не было основания обманывать или выносить несправедливые решения, потому что он мог потерять свое честное имя и годами заработанное уважение. «У обмана хвост короткий», – говорят у аварцев. И согласитесь, нерационально ради одной выгодной сделки жертвовать будущим, ведь репутация – вещь хрупкая. Если инженер построит тысячу хороших мостов и один раз допустит оплошность, то, вспоминая его имя, в первую очередь вспомнят эту оплошность, а не те тысячу хороших мостов. И поэтому речи о том, чтобы того же судью какая-то сторона спора могла материально заинтересовать, не шло. Эта система, основанная на свободе, праве и собственности каждого человека, и система, в которой человек ставился во главу угла, была если не идеальной, то близкой к этому. Каждый занимался своим делом: один производил, другой обменивал, третий разрешал споры, а четвертый защищал. Система, в которой каждый независим и в то же время друг другу необходим.

Сегодня мы живем в другой системе – секулярной, где религия, по сути, отстранена от своих функций в обществе. И поэтому она напоминает одну большую секту, оказавшуюся, по сути, на обочине, выброшенной из системы. Религию подобрали и сделали инструментом манипуляции, и весьма эффективным инструментом, потому что религия играет на чувствах верующих. И вот за этот инструмент и развернулась борьба. Сложно сказать, в какой период и по какой причине это началось. Возможно, есть исследователи, которые смогут ответить на этот вопрос.

С появлением на карте мира ИГИЛ (запрещенная на территории РФ группировка), которое обладает мощнейшим аппаратом пропаганды и вербовки, туда с самых разных стран начала стекаться молодежь и не только. Одним из таких мест стал Дагестан. По неофициальным данным, ежемесячно несколько десятков молодых людей уезжают туда жить и воевать. И, конечно же, в республике начали бить тревогу. Закрыли мечеть, прихожане которой в большом количестве уехали воевать на Ближний Восток. Чиновники и общественные деятели где-то провели круглый стол, СМИ каждый день пишут о тех, кто оказался с автоматом в руках под палящим ближневосточным солнцем. Это обычная изъезженная схема обозначения борьбы с проблемой. Формалистика. Так всегда было. И проблемы, сами понимаете, она не решает. И, более того, не выявляет причин.

     Мой друг некоторое время был студентом одного из учебных заведений в Махачкале, где помимо знаний в области религии человек мог получить и светские. В этом учебном заведении и преподаватели, и студенты были последователями традиционного ислама. Так вот, в том учебном заведении, по рассказам моего друга, учился молодой парень лет 15–16, который, окончив 9 классов в школе, только-только поступил. И на одном из занятий по основам ислама парень вступил в спор с преподавателем, обвиняя последователей традиционного ислама в том, в чем их обычно обвиняют последователи нетрадиционного для Дагестана ислама. Парня исключили в тот же день. То есть никто не попытался его переубедить, наставить на правильный путь, объяснить, что да как. А просто повесили ярлык «ваххабит» и исключили. Как рассказывал друг, любое несоответствие общепринятым нормам или какая-либо критика в адрес мусульманского руководства республики – и человека сразу клеймили: «ваххабит», он становился изгоем.

*ИГИЛ – организация, запрещенная на территории РФ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру