Казбековы – выходцы из Дылыма

Известно, что Казбековский район назван именем известного революционера

Известно, что Казбековский район назван именем известного революционера Султансаида Казбекова, однако мало кому известно, что он являлся дылымцем по происхождению.

Известно, что Казбековский район назван именем известного революционера
Памятник Казбекову

Родившись в селе Умашаул (авар. – ГIумачросо) в конце XIX в., он стал одним из руководителей и организаторов борьбы за установление советской власти в Дагестане. Он окончил 1-е Владикавказское реальное училище и в 1910 г. поступил в Варшавский сельскохозяйственный институт. В 1918 г. он возглавил отдел просвещения Военно-революционного комитета коммунистов в Дагестанской области, а с 7 февраля 1920 г. – стал председателем Совета обороны Дагестана. 6 марта 1920 г. был расстрелян «контрреволюционными бандитами во главе с турецким офицером Казимбеем», которые напали на штаб Совета.

Еще в XIX в. фамилия Казбековых была известна в числе сала-узденей, т. е. влиятельных землевладельцев Хасавюртовского округа. Про сала-узденей еще в XIX в. известный исследователь истории народов Терской области Г. Семенов писал, что они «всеми признаются выходцами из Гумбета или Салатавии (т. е. дагестанцами аварской народности, а термин, которым обозначали это сословие (сала-уздени), был обусловлен тем, что прежде они жили близ этой реки. Сведения, сообщающие о происхождении Казбековых, имеются и в материалах сословной комиссии ХIХ в.: «К сала-узденям причисляются также древние фамилии, происходящие от сподвижников Султан-Мута и его сыновей, как то… Казибековы (они же Умашевы) из Аварии... Преимущество сала-узденей состояло в том, что они владели населенными землями, пользуясь с жителей поземельными доходами и булкою, сами не отбывали никаких повинностей… Сведение это сообщено отставным подпоручиком Кабардинского полка Махти Кандауровым».

В этот вопрос еще большую ясность внес местный краевед Расул Идрисов, который встречался в Хасавюрте с родней Султансаида Казбекова, с братом Хамзатом и сестрой Дженнет. По их рассказам следовало, что более 200 лет назад в Эндирей приехали двое конных дылымцев – Гази-бег и Давуд-бег. В это время Султан-Махмуд собирался в поход и нуждался в военной силе и потому согласился принять их в свой отряд. Братья показали храбрость в боях, Давуд-бег погиб во время одного из сражений, а Гази-бег остался в живых. За показанную храбрость Султан-Махмуд якобы отдал храброму дылымцу в жены свою дочь и землю, на которой ныне основано селение Умашаул. От него и произошла фамилия Казбековых, по словам брата и сестры Султансаида Казбекова, пишет Р. Идрисов. По его собственным расспросам среди дылымских стариков выходило, что братья были из тухума Халатав Мусы (ныне тухум называется Гъаншиял).

Дополнительные сведения о происхождении Казбековых и их генеалогии стали нам известны от Гюльзагры Казбековой 1939 г. р. Согласно составленной ею генеалогической таблице, предком Казбековых являлся аварец по имени Султан – житель с. Дылым, который родился где-то в 1590 г. У него было три сына: Гази-бег (Казбек; родился в 1632 г.), Гасан-бек (род. 1634 г.) и Давуд-бек (род. 1637 г.). Гасан-бек и Давуд-бек погибли еще до женитьбы и не оставили потомства. У Гази-бега было два сына: Умач (1674 г.р.; авар. мужское имя ГIумач, ГIамач; образовано от гIомо, гIумо – «круглый, округлый»; изначальное значение – «моток, клубок ниток») и Ачахъан (1672 г. р.). У Умача родился один сын – Гази-бег (Казбек, 1724 г. р.), а у Ачахана сыновей не было. Умач также являлся основателем хутора, названного его именем и расположенного на его родовой земле. По русским архивным данным, сала-узденям Казбековым принадлежали земли по правой стороне канала Гергелеук вниз от Умашаула по канавам Умаш-татаул и Орпа-татаул. То есть современное селение Умашаул Хасавюртовского района было изначально основано сыном уроженца с. Дылым, имевшим аварское имя Умач, владевшим аварским языком и, по сути, являвшимся аварцем. Видимо, поэтому старожилы Дылыма называли Умашаул по-аварски ГIумачилросо (авар. – «селение Умача»). Оно стало второй родиной для дылымского рода Казбековых, которые с начала XVIII в. проживали в данном населенном пункте.

Сын Умача, Казбек, имел четырех сыновей (капитан Баммат-хан 1766 г. р.; Гасан-бек 1769 г. р.; Халим-бек 1771 г. р., и Ахмад-хан 1773 г. р.), а от него произошла фамилия Казбековых. Халим-бек сыновей не имел, а у Ахмад-хана родилось два сына: Нажай (прапорщик русской Армия, 1805 г. р.) и Алискандир. От Нажая пошло два сына: Айхъум (сын – Умач и внук Нажай, 1900 г. р.) и Саидбатал (сыновей не было). У Алискандира был сын Иса, а у него, в свою очередь, Ахмадхан.

В основном потомство было у двух сыновей Казбека: Баммат-хана (поручик Казбек, штабс-капитан Татархан, прапорщик Ачахъан) и Гасан-бека (Ильяс 1805 г. р., Абдусалам-хаджи 1835 г. р., Хизри – эмигрировал в Турция – и Абдулхалим).

У Ильяса был сын Баммат-Гирей 1903 г. р., у Абдусалама-хаджи – Абдулмуслим 1881 г. р. и Мухтар-хаджи 1868 г. р. (у его сына Абдурахмана (1904–1973 гг.) было 5 детей: Дувай (1930–1975 гг.), Маржан (1934–1985 гг.), Казбек (1937–1983 гг.), Бадия (1948 г. р.) и Гюльзагра (1939 г. р., составитель данной генеалогии), у Абдулхалима – Бийсултан (его сыновья – Гасан-бек 1888 г. р. и Хизри 1890 г. р., работал в прокуратуре) и Алимсултан (его сыновья – Алевдин 1915 г. р., Зиявудин 1917 г. р., Багавудин 1924 г. р. и Надир-султан 1929 г. р.)).

Из трех сыновей Баммат-хана сыновья были только у Казбека: Арсланхан, Вагаб (сын Мухаммад 1889 г. р.), Устархан (сыновья – Султансаид, Ибрагим, Баммат-хан (сыновья – полковник Ачахъан и Султанхан)).

Таким образом, Султансаид Казбеков (по одним данным, 1889, а по другим – 1893 г. р.) является потомком в шестом колене Гази-бега, родившегося в 1632 г. в Дылыме и переселившегося молодым человеком в с. Эндирей (Гази-бег 1632 г. р. – Умач 1674 г. р. – Гази-бег 1724 г. р. – Баммат-хан 1766 г. р. – Гази-бег – Устархан – Султансаид 1889 г. р.). Казалось бы, за это время Казбековы должны были полностью утратить родной язык и самосознание, однако, что удивительно, изучение биографии Султансаида Казбекова дает нам основание говорить об обратном. Еще в возрасте 29 лет Султансаид Казбеков начинает выпускать газету «ХIалтIулел чагIи» (авар. «Трудящиеся» или «Трудовой народ»). Эта газета, наряду с кумыкской газетой «Ишчихалк», была одной из первых газет на родных языках Дагестана, являясь печатным органом Военно-революционного комитета и его секции РКП(б) в нашем крае. Обе газеты начали выпускаться с 29 апреля 1918 г. в Темир-Хан-Шуре, выходили на четырех полосах два раза в неделю и просуществовали 4 месяца. Печатались они на оберточной бумаге при весьма примитивной технике в типографии Мухамадмирзы Мавраева. Редактором кумыкской газеты был З. Батырмурзаев, а аварской – Султансаид Казбеков. Он был не только редактором аварской газеты, но и писал в ней статьи на аварском языке. Согласитесь, что невозможно быть главным редактором и писать статьи, не зная в совершенстве языка, на котором выходит газета. Это обстоятельство открывает перед нами по-новому историю фамилию Казбековых – выходцев из Дылыма.

 


Бутаев М. Д. Большевистская печать Дагестана. Махачкала, 1988. С. 268.

Макаров Т. Кумыкский округ // газета «Кавказ». Тифлис, 1860. №78.

Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб. 1895. С. 241.

Фотокопии документальных материалов из лаборатории Ленинградского филиала АН СССР, выявленные А. С. Омаровым в 1962 г. // Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 6. Оп. I. Д. 52/3036. Л. 60–63.

Идрисов Р. Салатавия – дир чIухIи. МахIачхъала, 2005. Гь. 166.

Агларов М. А. Андийцы: историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002. С. 289; Хапизов Ш. М. Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание микрорегиона в Восточном Закавказье). Махачкала, 2011. С. 194; Бутаев И. НекIсияб ТIидиб. МахIачхъала, 2009. Гь. 316 (на авар. яз.); Алхасов М. А. История села Гента и современность. Махачкала, 2014. С. 17; Магомедов А. Чародинцы: прошлое, настоящее, будущее. Махачкала, 2000. С. 344.

Саидова П. А. Диалектологический словарь аварского языка. М., 2008. С. 148.

ЦГА РД. Ф. 105. Оп. I. Д. 14. Л. 77–78.

Бутаев М. Д. Большевистская печать Дагестана. Махачкала, 1988. С. 151.

Бутаев М. Д. Большевистская печать Дагестана. Махачкала, 1988. С. 158.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру