Внутренний туризм как форма импортозамещения
События двух последних лет резко ограничили возможности граждан России выезжать на отдых за границу. Падение рубля отрезало для многих россиян дальнее зарубежье. Террористический акт над Синайским полуостровом и события в Сирия лишили Египет и Турция доходов от русских туристов. Возвращение Крыма, ситуация с санкциями, разговоры об импортозамещении повлекли за собой подъем интереса к туризму внутреннему.
Существующая Федеральная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» предполагает привлечение в туризм частных инвестиций в соотношении 2:1 к государственным, а в последние годы из-за сложной экономической ситуации частные инвесторы неохотно идут в регионы Россия. По словам генерального директора ЦИК «Рейтинг» Арсена Аристакесяна, «национальный рейтинг туристической привлекательности регионов – это попытка разобраться в том, что может предложить Российская Федерация отечественным и иностранным туристам. Потенциал российских регионов (за очень редким исключением) настолько еще не реализован, настолько россияне пока не используют собственное богатство, что складывается впечатление, что российский туризм – везде: в Сибири, на Урале, на Кавказе, на Дальнем Востоке – только в самом начале пути. Но прежде чем бороться за мировую популярность, для начала нужно отвоевать собственных туристов у зарубежных курортов – и сейчас, в силу обстоятельств, у российского туризма такая возможность есть».
Главный редактор журнала «Отдых в России» Александр Крестников посетовал: «Мы очень много говорим о необходимости раскрутки отечественного турпродукта, но реальных шагов делаем очень мало. Вы хоть раз видели, переключая каналы в какой-нибудь зарубежной гостинице, рекламу российских курортов? Что касается самого турпродукта, то всем понятно, что помимо того, что в него вложила сама матушка-природа, еще более важно для туриста отсутствие ям на дорогах, присутствие туалетов на набережных, приветливая среда и искреннее «добро пожаловать» при встрече у гостиничной стойки. То есть будущее нашего туризма в дорогах и не дураках».
Критерии исследования
Исследование проводилось на основе девяти основных критериев:
- Уровень развития туристического бизнеса (на душу населения: общее число мест в гостиницах; число жителей, занятых в сфере туризма).
- Оборот туристических услуг (количество рублей, заработанных в сфере туризма, в расчете на каждого жителя региона).
- Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах).
- Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах).
- Туристическая уникальность (рейтинг достопримечательностей и курортов – по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам).
- Экологическое «здоровье» региона.
- Криминогенная ситуация (количество преступлений на тысячу жителей).
- Развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры.
- Популярность региона как туристического бренда в Интернете (количество запросов в поисковых системах; количество публикаций на русском и английском языках).
Отметим, что в качестве экспертов привлекались специалисты журнала «Отдых в России», а также информационные порталы «Российский туризм» и «Инвестиции в туризм». На основе анализа открытых источников и данных статистики по каждому критерию было проведено ранжирование, начиная с 8,5 балла за первое место. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Суммированием результатов девяти таблиц была создана сводная таблица, в которой выявились лидеры и аутсайдеры «Национального туристического рейтинга».
Отметим, что достоверность информации по обороту туристических услуг и числу ночевок туристов в гостиницах того или иного региона вызывает определенные сомнения. По этим показателям нет точных данных, а оценочные цифры слишком приблизительные.
Результаты исследования
Национальный туристический рейтинг поделили на три группы: в первую вошли лидеры туристической отрасли, во второй – «середнячки», в третьей – аутсайдеры рейтинга.
В первую группу вошли регионы, рейтинг которых выше 50 баллов. Первые места среди 16 победителей занимают Краснодарский край, города Санкт-Петербург и Москва, Республика Крым. Отметим, что в число лидеров входят Республика Татарстан и Калужская область, которые состоялись не только как промышленные регионы, но и как территории комфортного отдыха, где развитию туризма уделяется особое внимание. На всю страну известен, например, этномузей в Калужской области.
Отметим также традиционно популярные среди туристов области, входящие в «Золотое кольцо», давно известный российский туристический бренд, а также единственный среди лидеров рейтинга представитель Северо-Кавказского Федерального округа Ставропольский край с всероссийской здравницей – Кавказскими минеральными водами.
Во вторую группу рейтинга, группу середняков, вошли регионы, набравшие от 30 до 50 баллов и занявшие позиции с 17 по 65 включительно. В этой части рейтинга прибайкальские регионы – Иркутская область и Республика Бурятия. Популярности Байкала мешает только удаленность и недостаточно развитая инфраструктура.
Два региона Северного Кавказа попали в число середняков – это республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Этому способствовали курорты Домбай и Архыз, а также активно осуществляющиеся на территории этих регионов инвестиционные проекты ОАО «Курорты Северного Кавказа».
Третья группа – группа аутсайдеров рейтинга – это регионы, набравшие меньше 30 баллов и занявшие места с 66 по 85. На 74 месте в рейтинге находится Республика Дагестан с 26,6 балла, что почти втрое меньше результата в 70,9 балла лидера рейтинга – Краснодарского края. От Дагестана отстают Чеченская республика, Северная Осетия и Ингушетия, занимающая предпоследнее место в рейтинге.
К этим республикам у россиян настороженное отношение, хотя сегодня Чечня, Ингушетия, Дагестан по официальным показателям – самые безопасные с точки зрения общественного порядка регионы страны.
Дагестан туристический
Почти все эксперты сходятся во мнении, что туризм на Северном Кавказе будет развиваться динамично. Только стартовые позиции у наших республик гораздо худшие, чем у других регионов. По количеству гостиничных мест Дагестан отстает, например, от Краснодарского края, на порядки. Строятся в основном небольшие частные гостиницы, которые не удовлетворяют растущий спрос.
По мнению генерального директора АО «Курорты Северного Кавказа» Олега Горчева, «туризм для регионов Северного Кавказа уже более полувека является традиционным видом занятости для местного населения – недаром кавказского гостеприимство стало легендарным брендом. При этом, учитывая, что в постсоветский период долгое время комплексного развития отрасли не происходило, к настоящему моменту накопился ряд проблемных моментов.
Речь идет о необходимости модернизации туристической и транспортной инфраструктуры, создании привлекательных туристических продуктов и их системном продвижении, а также повышении привлекательности трудоустройства в туризме и, как следствие, доведении уровня сервиса до высоких мировых стандартов». Программа, осуществляемая на Северном Кавказе, по созданию туристического кластера приведет к росту потока туристов в регион по прогнозам ОАО «Курорты Северного Кавказа» до 3,5 млн человек ежегодно к 2025 году.
Дагестан имеет огромный туристический потенциал благодаря самому большому в России природно-климатическому и национально-этнографическому разнообразию на небольшой территории. Здесь и Кавказские горы, и Каспийское море, и самый крупный в Европе бархан Сары-Кум, и субтропический Самурский лес. В Дагестане самое высокогорное в Европе селение Куруш и самое большое разнообразие народных промыслов. Но Дагестан, несмотря на объективный потенциал, не стал пока популярным на рынке туризма – во многом благодаря работе российских средств массовой информации, начиная с 90-х годов методично публикующих только негатив из Дагестана. До сих пор противовес этому только один – «сарафанное радио» – хорошие впечатления немногих приезжающих в нашу республику отдыхающих, восторженные отзывы от тех гостей, которые побывали в Кубачи, Балхаре, Гоцатле и других известных центрах промыслов и ремесел.
Инициатива на местах по развитию туризма
В последние годы параллельно с официальными программами развития туризма в Дагестане – крупными проектами типа горнолыжного курорта «Матлас» – растет инициатива на местах. Активизируется роль муниципалитетов. Так, со всей России и из-за рубежа в год приезжают не менее 500 гостей в Кубачи по приглашению Расула Куртаева, уже бывшего главы администрации поселка. Расул зарегистрировался на сайте для каучсерферов – путешественников, которые по взаимной договоренности бесплатно живут у принимающей стороны. В Кубачи нет гостиницы, и гости ночуют дома в семье Куртаевых. Расул не только лично проводит экскурсии, но и бесплатно угощает туристов национальными блюдами.
Независимо от реализации программ развития туризма предприниматель из Новосибирска Расул Каландаров, выходец из известного гончарным промыслом аула Балхар, организовал в родном селе грандиозный фестиваль народных промыслов, куда съехалось посмотреть изделия ремесленников республики и побывать на концерте самодеятельных творческих коллективов Дагестана немало гостей. Расул заключил инвестиционный договор с администрацией Акушинского района о строительстве в Балхаре большого центра народного творчества с гончарными и ювелирными мастерскими, этнографическим музеем и большим концертным залом.
Кроме того, Расул Каландаров планирует создать в Балхаре гостевой дом со всеми условиями, привычными для любого европейца, от теплой и удобной ванны до вай-фая. И Балхар, находящийся между несколькими другими центрами народных художественных промыслов, станет базой, куда будут приезжать из Махачкалы туристы и откуда они будут совершать экскурсии в Кубачи, Гоцатль, Унцукуль, Гуниб и другие аулы Дагестана, известные своей самобытностью.
Необходимые шаги
Важнейшая задача для Республики Дагестан – создание собственного туристического бренда. Для этого нужно достичь общего понимания – что и как продвигать, то есть нужна республиканская программа с реальной коммерческой перспективой. Частью или дополнением такой программы может стать бренд «Новый Дагестан», который разрабатывается сегодня в ОАО «Торговый дом “Дагестан”» под руководством Зейнуллы Гурбанова.
Нужен также мощный пиар Дагестана – работа и со всеми средствами массовой информации с целью добиться освещения реального положения вещей в республике и создание собственных информационных рекламных продуктов. Реклама на телевидении, издание собственных буклетов, проспектов, карт, журналов – тоже часть пиара.
И опять же возникают вопросы инфраструктуры: необходимы хорошие условия для приезда в Дагестан, недорогие авиа- и железнодорожные билеты, хорошие дороги и гостиницы, удобные условия на пляжах и в местах отдыха, рестораны, кафе, магазины – вся инфраструктура, привычная для туристов и отдыхающих. Привычное дагестанское гостеприимство не заменит инфраструктуру и удобные условия, а только дополнит их.
Надо принимать участие в российских и международных программах и конкурсах – включаться в конкурсы по грантам, выступать соискателем Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, Международного конкурса «Туристский бренд: лучшие практики» и других конкурсов. Мимо Дагестана, например, прошел конкурс по туристической привлекательности малых городов России с населением менее 100 тысяч человек.
У Дагестана есть все возможности для развития туризма. И думаю, что в следующий раз наша республика займет более достойное место в Национальном туристическом рейтинге. Недаром известный автор популярных телевизионных программ Михаил Кожухов остался в восторге от горной республики. Лучше всего об этом свидетельствуют его слова: «Зачем нужна дорога в горах, если она не ведет в Кубачи? Кубачинцы обрушивают на тебя всю эту неземную красоту, объявляют тебя кунаком, заставляют поклясться: ты приедешь к ним еще – рассмотреть, распробовать, запомнить... Уезжая, ты оглядываешься на дома, которые лепятся один на другой, словно карабкаются по скалам к небу, и понимаешь: да, ты, конечно же, сюда когда-нибудь вернешься. Во всяком случае будешь об этом мечтать». Эти слова об ауле Кубачи, несомненно, относятся ко всему Дагестану.