А есть ли завод?

Кому принадлежит, и работает ли нефтеперерабатывающий завод в Махачкале?

По данным Агентства по энергетике Дагестана, ежегодно наша республика потребляет около 500 тыс. тонн нефтепродуктов, которые распространяются через различные АЗС.

Кому принадлежит, и работает ли нефтеперерабатывающий завод в Махачкале?

Не секрет, что на сегодняшний день практически все топливо дагестанскими заправочными станциями закупается за пределами республики: в Ростовской области, Краснодарском крае, Волгограде. В то же время очевидно, что переход местных АЗС на топливо, вырабатываемое нефтеперерабатывающим заводом, расположенным на территории Дагестана, способствовало бы снижению конечной цены на заправках.

Письмо Хлопонину

Один из таких заводов вскоре уже может начать функционировать в республике. Об этом в середине года заявила Вьетнамская государственная компания «Петровьетнам», которая намерена построить за свой счет НПЗ мощностью 6 млн тонн.

А тем временем разгораются страсти вокруг достаточно крупного НПЗ «Дагнотех» мощностью 1 млн тонн нефти в год, вложения в который составили около 7 млрд рублей. Речь идет о письме, направленном Ростехнадзором на имя вице-премьера Правительство РФ РФ Александра Хлопонина, в котором ведомство утверждает, что завод работает уже не первый год, но официального разрешения на запуск от Ростехнадзора у него нет. Около полугода, с декабря 2014 года по июль 2015 года, служба проводила обязательные в таких случаях проверки строящегося НПЗ, по итогам которых компании-заказчику и выдается заключение о соответствии изначальному проекту объекта.

В упомянутом письме говорится, что в результате проведенных Ростехнадзором проверок было выявлено 275 нарушений обязательных требований, «предъявляемых к объекту капитального строительства, основная часть из которых связана с несоответствием объекта капитального строительства требованиям проектной документации». Причем нарушения не были устранены, и на владеющую заводом компанию ООО «Дагнотех» был наложен штраф в размере 500 тыс. рублей. По словам генерального директора «Дагнотех» Ингибара Мамедова, его компания «частично оплатила наложенный штраф и сейчас занимается устранением выявленных ведомством нарушений».

Однако больше всего вопросов у Ростехнадзора вызывают сроки строительства и начала работы завода. Согласно письму на имя Хлопонина, за разрешением на строительство «Дагнотех» обратился в апреле 2014 года, а уже в мае Ростехнадзор получил уведомление от компании об окончании строительства. Иными словами, недоумение ведомства вызывает тот факт, что НПЗ был построен всего за месяц, из чего делается вывод, согласно которому строительство завода было начато намного раньше и, соответственно, без правоустанавливающих документов.

Мамедов, со своей стороны, отрицает то, что строительство началось до согласования с Ростехнадзором, но признает, что разрешения на запуск от ведомства у предприятия нет до сих пор.

Гендиректор «Дагнотех» также подчеркнул, что завод сейчас не запущен и не работает. По его словам, НПЗ начали строить по графику, в апреле 2014 года… «Мы не могли начать строить завод так рано, там до апреля шли лишь подготовительные работы, приезжала техника, доставляли оборудование», – говорит Мамедов. Он также добавил, что ранее запуск завода был запланирован на январь 2016 года, теперь официальный запуск переносится на апрель-май того же года.

В то же время сведения об эксплуатации предприятия уже публиковались в некоторых СМИ. Так, например, о НПЗ «Дагнотех» как уже построенном и запустившемся предприятии в декабре 2014 года говорилось в репортаже телекомпании РГВК «Дагестан».

Нефтяной монополист

С самого начала проект строительства завода позиционировался компанией «Дагнефтепродукт», которая занимается портовой перевалкой нефти. Крупнейшим ее акционером, которому принадлежат 34,21% акций, является экс-спикер Народного собрания РД, основатель футбольного клуба «Анжи» Магомед-Султан Магомедов.

Кроме того, по данным базы Системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК), ООО «Дагнотех», занимающееся производством нефтепродуктов, в равных долях принадлежит трем собственникам: Хаписат Алпанаевой, Галимат Исмаиловой и Савдат Магомедовой. Все они, по данным издания «Известия», ссылающегося на источник в республиканских структурах, приходятся близкими родственниками уже упомянутому Магомедову, что делает последнего главным выгодоприобретателем «Дагнотех».

Помимо этого, большей частью ООО «Дагестаннефтепродукт» (34,21% акций), занимающегося перевалкой нефти, владеет сын Магомедова – Магомед Магомед-Султанович Магомедов, бывший нападающий ФК «Анжи».

Таким образом, семья Магомедовых обладает всеми активами для обеспечения НПЗ сырьем и сбытом. Магомедов управляет заводом через ОАО «Дагнефтепродукт», которое на 100% подконтрольно «Дагестаннефтепродукту».

Умелая приватизация

За год «Дагнефтепродукт» переваливает около 6 млн тонн нефти и чуть более 300 тыс. тонн нефтепродуктов и выступает единственным нефтеналивным терминалом в округе. Причем, по словам пресс-секретаря «Транснефти» Игоря Демина, топливо для своей работы «Дагнефтепродукт» Магомедова берет из системы федеральной транспортирующей компании. По данным «Транснефти», только в 2013 году ею в республике было найдено минимум 20 многокилометровых врезок. «Работа НПЗ вызывает обеспокоенность – компания не раз замечала несанкционированный отбор сырья «Дагнефтепродуктом», – говорит представитель «Транснефти».

Такая ситуация связана с тем, что после приватизации трубопроводы, проведенные до Махачкалинского порта, оказались вместе со всеми землями и резервуарами собственностью «Дагнефтепродукта». «Приватизировали так, что сам узел учета теперь находится внутри территории этого частного предприятия. Нам пришлось с этой компанией заключать договор на слив и прокачку нефти от причалов Махачкалинского порта. До того как нефть попадает в их емкости на берегу с приходящих в порт танкеров, перед отгрузкой обязательно проверяется доля воды в сырье. С момента фактического пуска НПЗ в 2013 году мы наблюдаем повышенную, по сравнению с показателями с танкеров, обводненность на выходе трубы с их территории, замечаем почти каждый месяц. При повышении доли воды в прокачиваемом сырье, соответственно, на ту же долю может уменьшаться концентрация нефти», – поясняет Демин.

В то же время доказать воровство сырья только лишь повышением обводненности сложно, так как нормативы по составу у каждого сорта поставляемой с танкеров нефти разные.

Между тем представители структур Магомедова уже попадали под подозрение в контрабанде нефти. Так, в июле 2013 года пограничники задержали танкер, вышедший из порта «Дагнефтепродукта» с 4,5 тонны нефти вместо задокументированного мазута.

Можно констатировать, что на сегодняшний день Дагестан обладает немалыми перспективами по перевалке и переработке нефти, учитывая наличие стратегически важного морского порта. И лишь грамотно распорядившись имеющимися возможностями, топливо на республиканских АЗС можно сделать действительно качественным и дешевым, а единственный крупный на Кавказе НПЗ – приносящим доход в бюджет Дагестана.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру