Санкционные продукты: отдать бедным или уничтожить?

Правила игры

Правила игры

24 июля министр сельского хозяйства России Александр Ткачев обратился с предложением к президенту и премьер-министру страны уничтожать на границе незаконно ввозимые санкционные продукты. Глава государства поддержал эту инициативу и поручил администрации и правительству разработать соответствующий документ.

Такой документ был разработан, и 29 июля Владимир Путин подписал указ об уничтожении санкционных продуктов. Решение об их уничтожении было поручено принимать трем ведомствам: Россельхознадзору, Роспотребнадзору и Федеральной таможенной службе. Согласно указу, санкционные продукты, поступающие на границы России, можно уничтожать любыми не запрещенными законом способами, причем делать это разрешено вне зависимости от установления стороны сделки.

31 июля было подписано постановление кабинета министров, утверждающее Правила уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Норвегия и которые до 5 августа 2016 года запрещены к ввозу в РФ. Причем вскоре Россия расширила продовольственное эмбарго еще на пять стран. Так, список пополнился Албанией, Черногорией, Исландией, Лихтенштейном и Украиной.

Правилами предусмотрено, что продукты должны изыматься и уничтожаться сразу после оформления акта о факте изъятия. Уничтожать санкционные продукты можно лишь в присутствии как минимум двух незаинтересованных лиц, а сам процесс должен фиксироваться при помощи видеозаписи, фото- и киносъемки с указанием даты и времени их проведения. Дата, время и количество уничтоженного товара должны также фиксироваться в протоколе.

Первый этап ликвидации и мнение дагестанского руководства

Уже 6 августа началось уничтожение санкционных продуктов. Одной из первых стала партия из 10 тонн сыра, которая была завезена в Белгород из Украины, но его происхождение специалисты установить не смогли. Продукцию раздавили катком, а потом переместили в специально выкопанную яму. В тот же день в Оренбурге на специальном полигоне было уничтожено 20 тонн латвийского сыра, а в Петербурге для санкционного сыра избрали другой способ утилизации: его сожгли. Всего в первый день действия постановления правительства об уничтожении продуктов было уничтожено 290 тонн еды, а с начала избавления от запрещенной к ввозу продукции – почти 400 тонн.

Площадки для уничтожения санкционных продуктов будут созданы и в приграничных районах Дагестана. По словам заместителя председателя Правительства РД Шарипа Шарипова, речь, прежде всего, идет об организации площадок в Дербентском, Магарамкентском и Карабудахкентском районах. По его мнению, необходимость уничтожения этих товаров обоснована защитой государством своих экономических интересов и решением вопросов импортозамещения. «Продукция, пытающаяся попасть на наши прилавки в обход действующих законов, занимает место нашей собственной продукции. То есть, если освободить эти ниши, к российскому потребителю начнет поступать отечественный продукт», – отметил он.

За и против

Однако не у всех данная инициатива вызвала одобрение. Как свидетельствуют данные опросов, 48% россиян не поддерживают решение российских властей уничтожать санкционные продукты. Более того, около 360 тыс. человек даже подписали петицию с призывом отменить соответствующий указ президента. В то же время негативная реакция была довольно предсказуемой, но оказалась гораздо менее острой, чем ожидали многие специалисты, что говорит о поддержке населением курса руководства страны.

Те же, кто не согласен с инициативой Ткачева, считают, что конфискованные продукты нужно передавать в детские дома, приюты для бездомных, больницы или просто всем нуждающимся – пенсионерам, инвалидам, многодетным. Кстати, таковых немало и в нашей республике. Так, согласно данным исследования департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, на 1 мая в Махачкале доля бедного населения, то есть тех, кому с трудом хватает на питание, составляет 12%, а доля малоимущего населения, то есть тех, кому хватает максимум на предметы первой необходимости, и вовсе 54%.

Передавать запрещенные к ввозу в Россию продукты малообеспеченным гражданам, в том числе жителям Донбасса, предлагают, в частности, депутаты от КПРФ, которые даже уже внесли в Госдуму соответствующий законопроект. Также продукты предполагается направлять для оказания гуманитарной помощи в страны, пострадавшие от военных конфликтов. «Сотни тонн продуктов питания сжигаются в крематориях и уничтожаются иными путями. Между тем уничтожение является чрезмерной, избыточной мерой. Для того чтобы обеспечить действие запрета на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, достаточно провести их изъятие», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Данная цитата в полной мере отражает видение ситуации тех самых 48% российских граждан, которые не согласны с уничтожением санкционной продукции. Однако, все ли так просто?

Сам автор инициативы Ткачев практически сразу отверг предложения передавать запрещенную еду уязвимым группам населения, заявив, что санкционные продукты могут представлять угрозу для здоровья. И в этом, безусловно, есть своя правда. Очевидно, что санкционные продукты не транспортируются в белоснежных фурах, вряд ли при их хранении и перевозке соблюдается температурный режим. К тому же такие продукты провозят не иначе, как по поддельным документам, что означает отсутствие сертификатов качества и других нормативных актов. И как такую продукцию можно отправлять детям, в дома престарелых, ветеранам – большой вопрос.

Кроме того, экономически данное предложение также невыгодно, так как в этом случае на таможенных постах придется размещать лаборатории, для того чтобы брать анализы с больших незаконно завезенных в страну партий продукции. В свою очередь, это вызовет необходимость ждать несколько дней результаты анализов и при этом хранить продукцию в нужном температурном режиме, снова загружать и куда-то везти. Все это потребует колоссальных затрат.

А о том, как остро стоит вопрос оптимизации расходования бюджетных средств, известно еще с конца прошлого года. Это подтверждает и инициатива Россельхознадзора, который предлагает уничтожать санкционные продукты не за счет федерального бюджета, а на деньги владельцев запрещенной еды. Ведь цена утилизации продуктов варьируется в зависимости от региона, и уничтожить, например, один килограмм санкционного мяса стоит от восьми до 30 рублей.

А как у них?

Кстати, Россельхознадзор объяснил исполнение президентского указа об уничтожении санкционных продуктов международной практикой. В качестве примера ведомство привело сводку об уничтожении контрафактной продукции министерства сельского хозяйства Израиля. «За последнюю неделю инспекторы Минсельхоза изъяли и уничтожили 500 тыс. яиц, 700 кг сыра и 180 тонн мяса», – приводится цитата и ссылка из сообщения аграрного ведомства Израиля. Говоря об Израиле, также нельзя не упомянуть и о скандале, разгоревшемся в Тель-Авиве в 2013 году, после публикации фотографий, на которых муниципальные инспекторы в рамках рейда по ресторанам африканских мигрантов уничтожают еду, выливая на нее отбеливатель. Тогда в 10 заведениях общепита, несмотря на протесты работников и посетителей, были уничтожены несколько десятков килограммов мяса, а наблюдатели предположили, что таким образом израильские власти хотят вытеснить африканских мигрантов из страны.

Опыт ликвидации продукции имеют и США, руководство которых во время Великой депрессии в 1930-е годы приняло решение не только ограничить фермерское производство, но и уничтожить посевы, чтобы цены на продукты не упали. Подобный шаг, естественно, вызвал протесты, ведь многие люди тогда голодали. В одном только 1933 году правительство США приобрело (по заниженным ценам) 6 млн свиней и уничтожило их.

А совсем недавно, в начале августа, французские фермеры, протестуя против низких цен на свою продукцию, вызванную, по их мнению, импортными товарами, уничтожали коробки с ввезенными в страну продуктами. В результате жертвой разгневанных фермеров стали бразильские цыплята и рыба стоимостью 200 тыс. фунтов.

Таким образом, не стоит спешить и все списывать на недальновидность руководства страны, которое приняло решение уничтожать санкционные продукты, и нашей республики, которое решило следовать за федеральным центром и создать для этого три площадки в Дербентском, Магарамкентском и Карабудахкентском районах. Россия сейчас вступила в жесткую конфронтацию с Западом, и на всякое усиление санкций наша страна считает нужным давать достойный ответ. Уничтожение продуктов – это, прежде всего, акт государственной политической воли, государственный ответ на жесткое отношение Запада к России. Прежде всего, это политическая и психологическая реакция страны на давление, которое оно испытывает. И руководство Дагестана, как субъекта Российской Федерации, понимает, что должно следовать в русле общегосударственной политической линии.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру