Главная тема с Алексеем Казаком

Дагестан, наверное, самый своеобразный регион России, единственная в своем роде уникальная территория

Дагестан, наверное, самый своеобразный регион России, единственная в своем роде уникальная территория

Не только потому, что у нас наибольшее количество языков, наиболее развиты народные промыслы. Не только потому, что в Дагестане исламское «образование» начало заменять светское. И не только потому, что определенные положительные тенденции развития экономики и социальной сферы Дагестана в упор не замечают представители большинства средств массовой информации России. Они предпочитают другую информацию – о терроризме, экстремизме, и, несмотря на то что в республике в последние полтора года не произошло ни одного террористического акта, продолжают муссировать эту тему.

Дагестан – регион уникальный

С одной стороны, Дагестан – республика дотационная. Более 70 процентов бюджета региона – федеральные деньги. Медленно, но верно этот процент сокращается благодаря активной политике руководства республики. С другой стороны, такого количества экономически активного населения нет нигде в России. Под экономически активным населением мы понимаем не просто граждан возраста от 18 до 60 лет, а тех, кто строит, производит, торгует, развивает собственный бизнес, кормит себя и свои семьи. Об этом можно судить, увидев, сколько многоквартирных и частных домов строится в городах и селах Дагестана, сколько магазинов и торговых центров открывается.

Есть еще множество особенностей нашей республики. На месте одного арестованного одиозного политика, который попадает под следствие по известным всей республике причинам, появляются как грибы после дождя другие, не менее одиозные, и занимают освободившиеся чиновничьи кресла. В республике, несмотря на все меры борьбы, процветает коррупция. Возникает стойкое ощущение, что мы так и остались в лихих 90-х годах прошлого века.

И правда, и личные домыслы, и слухи со сплетнями давно выплеснулись на страницы социальных сетей. Тут уже другой уровень открытости. Любой может зарегистрироваться под выдуманным именем, писать все, что бог на душу положит. Это и происходит в социальных сетях. Вся мыслимая и немыслимая грязь с указанием громко звучащих имен выбрасывается на просторы сетей клавишными героями под фальшивыми личинами.

И только дагестанское телевидение до последнего времени оставалось территорией, где картина нашей жизни выглядела красивой, безоблачной и ничем не замутненной. Передачи дагестанского телевидения очень хороши для тех, кто испытывает ностальгию по Советскому Союзу, по лакированию действительности, по представлению телезрителям всего происходящего в Дагестане в розовом свете.

Первой и пока единственной ласточкой, внесшей в рутинное бормотание телеэкрана свежее дыхание и свежие идеи, стало ток-шоу «Главная тема с Алексеем Казаком» на РГВК «Дагестан».

Главная тема

В силу того, что формат многих передач регионального телевидения восходит к образцам телевидения Советского Союза начала 80-х годов, когда всем было понятно, что и как телевидение искажает, оно не пользуется у населения большой популярностью. Но передача РГВК «Главная тема с Алексеем Казаком» возродила интерес к дагестанскому телевидению. Впервые после серии ток-шоу конца 80-х – начала 90-х годов «Пятый угол» в республике появилась абсолютно открытая передача, куда любой человек может прийти и рассказать всей республике о своих проблемах, о своей беде и о своей боли.

Первые темы, которые обсуждались на ток-шоу «Главная тема», были связаны с социально-экономическим развитием Дагестана, с курсом на созидание, проводимым главой республики Рамазаном Абдулатиповым. Вопросы достаточно злободневные: как сегодня, в условиях системного кризиса и санкций Запада развивать экономику дотационного региона, как добиваться того, чтобы наша продукция заменила импорт. Промышленность, приоритеты развития, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, проблемы ЖКХ, бизнес-климат в республике – все это обсуждалось на ток-шоу Алексея Казака.

Параллельно с этими темами на ток-шоу обсуждались вопросы по защите прав человека, вопросы человеческой жестокости, борьбы с наркоманией. Но взволновала всех и вызвала наибольший резонанс тема «Правоохранительные органы и народ», которую обсуждали в 14 выпуске программы «Главная тема с Алексеем Казаком».

Право и его охранение

Темой обсуждения стала участь Зейнаб Миркиевой, вдовы известного дагестанского нейрохирурга, арестованной по обвинению в соучастии в убийстве своей соседки. Это обвинение возникло на основании показаний человека, признавшегося в убийстве одинокой соседки Зейнаб – Миясат Дондамаевой. Предполагаемый убийца – рабочий, который занимался ремонтом в доме Миясат. Он ни одного дня не учился в школе, отсидел 12 лет в тюрьме тоже по обвинению в убийстве и, согласно медицинской справке, страдает частичной умственной отсталостью.

Реальных доказательств этого обвинения нет никаких, но Зина, как называют ее все соседи по улице Пархоменко, была арестована в начале июня. Целые сутки родственники не могли ее найти, искали по больницам, искали в морге. Никому в голову не могло прийти, что она арестована. Есть информация, что ее подвергали пыткам, заставляя признаться в том, чего она не совершала. Психологическое давление на нее продолжается до сих пор – ее ближайшие родственники вопреки закону так и не могут попасть на свидание к ней.

Великий Лев Толстой в романе «Воскресение» писал: «Я всегда говорю господам судейским, что не могу без благодарности видеть их, потому что если я не в тюрьме, и вы тоже, и мы все, то только благодаря их доброте. А подвести каждого из нас к лишению особенных прав и местам не столь отдаленным – самое легкое дело».

Прошло 120 лет. Ничего в стране не изменилось. Правоохранительные органы и их отношение к людям не изменилось. Изменилось только одно: милиция, как и встарь, стала называться полицией.

Следователь принял решение – и вдова 55 лет, мать, бабушка, второй месяц находится в тюрьме. Женщина, воспитавшая троих детей, двое из которых не родные, находится в местах не столь отдаленных. Женщина, которая в своей жизни не обидела и муху, обвиняется в соучастии в убийстве. Второй месяц никто не проверяет ее алиби, никто не запрашивает информацию о телефонных звонках, никто не опрашивает соседей, которые знают Зину только с положительной стороны. И только тот следователь, по указанию которого она арестована, может сегодня решить ее судьбу – продлить арест или снять обвинение.

На местах для участников передачи «Главная тема с Алексеем Казаком» не уместились все желающие высказаться об этом деле – соседи покойной Миясат и ложно обвиненной в преступлении Зины. Они получили возможность рассказать о том, как Зина – единственная из всех соседей – принимала у себя Миясат, дружила с ней, помогала, чем могла; о том, что неуживчивая Миясат выгнала из дома всех своих братьев и сестер; о том, что Зина шила одежду для всей округи; о том, что у Зины всегда полон дом родственников и гостей, и показания, которые дал на нее предполагаемый убийца, не соответствуют действительности.

В организации ток-шоу было совершенно удивительным для всех то, что на передачу могли прийти все желающие, и каждый имел возможность высказаться. Не было предварительного обсуждения, никто не указывал: это можно говорить, а вот то нельзя говорить. И никакой цензуры после съемок не было. То, что было высказано в зале, все нелицеприятные слова, что-то, может быть, сказанное и в состоянии аффекта – все пошло в эфир. Это и есть полная гласность, которую декларирует и осуществляет в своей программе Алексей Казак.

 

Что дальше?

Итогом этого выпуска ток-шоу, на сегодня имеющего максимальный рейтинг среди дагестанских передач, стало несколько событий: и положительных, и далеких от положительного.

Первое – письмо министра внутренних дел Дагестана Абдурашида Магомедова о том, что будет проверено все, о чем говорилось участниками передачи.

Второе – поручение того же министра внутренних дел своим структурам досконально проверить РГВК – обыскать все помещения телерадиокомпании в поисках следов противоправных действий.

Третье – на Алексея Казака посыпался шквал звонков и сообщений с угрозами. Отмечу сразу, что классическая схема по запугиванию человека не сработала.

Четвертое – министр внутренних дел выступил в другой передаче на другом канале телевидения – ГТРК «Дагестан» – с утверждениями о виновности Зины Миркиевой, о том, что якобы существуют веские доказательства ее соучастия в убийстве соседки.

Пятое событие – Алексей Казак назначен заместителем директора РГВК «Дагестан». Это свидетельство того, что руководство республики придерживается курса на гласность и поддерживает то позитивное, что делает Алексей.

Остальное – в области слухов. Якобы Алексей уже побывал в МВД, где состоялся острый разговор об этой передаче. Якобы у Алексея сильная «крыша» в виде отца-генерала. Нет, его «крыша» на площади – Алексей якобы однокурсник сына главы Дагестана. Слухи слухами, важно одно: позиция и работа Алексея Казака находит поддержку среди населения Дагестана, среди простых дагестанцев и среди коллег – сотрудников телевидения.

Чем кончится эта история, неизвестно. Надеемся, что передача, в которой все как один – родственники и соседи Зины Миркиевой – заявили о ее невиновности, не повлияет отрицательно на ее положение в СИЗО, где она сейчас находится. Надеемся, что благодаря передаче следственные органы все-таки разберутся, кому было выгодно это убийство.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру