Обеление экономики – декларации и реальность

Дагестан – регион, где несмотря ни на что существуют стихийно образованные кластеры: мебельный, обувной, ювелирный и другие

В этой и последующих статьях мы попытаемся проанализировать, что происходит с малым бизнесом в Республике Дагестан, что мешает и что может помочь его развитию. Какие шаги делаются, и какие шаги, по нашему мнению, необходимо сделать, чтобы республика начала активно развиваться.

Дагестан – регион, где несмотря ни на что существуют стихийно образованные кластеры: мебельный, обувной, ювелирный и другие

Мы с детства приучены жить в мире двойных стандартов. При советской власти было принято на официальном уровне декларировать идеалы коммунизма, а на бытовом уровне были популярны анекдоты о «наступающем» коммунизме и основателях марксизма-ленинизма. Сегодня двойные стандарты уже в прошлом, сегодня стандарты стали множественными: домашний, школьный, офисный, уличный и даже отдельный религиозный стандарт. Один и тот же человек ничтоже сумняшеся может декларировать в мечети заповеди, восходящие еще из Ветхого Завета, например, «не укради», и в тот же день у себя в кабинете разрабатывать схему распила очередных бюджетных вливаний.

Одна из важнейших программ, разработанная для того, чтобы Республика Дагестан стала, наконец, экономически развиваться и начала выходить из состояния депрессивного региона, – это приоритетная программа развития Республики Дагестан «Обеление экономики». Отметим, что термин «депрессивный регион» перестал использоваться в силу своего безнадежно тоскливого звучания и заменился термином «регион дотационный», что звучит тоже не особо весело, но как-то наукообразно.

И, как всегда, говоря об «обелении экономики», мы декларируем одно, делаем другое, заявляем о поддержке малого бизнеса и душим его изо всех сил, требуем от предпринимателей выхода из тени и ловим их с острогой, чтобы сразу поразить насмерть.

Изменения в налогах

С древнейших времен известно множество примеров, когда одна страна процветает из-за низких налогов, а другая теряет доход и население из-за налогов высоких. В страну со стабильно малыми налогами, в страну, где законодательство, особенно налоговое, стабильно, стремятся перебраться многие предприниматели, особенно с высокими доходами, за счет чего растет налоговая база. Любое прямое или косвенное повышение налогов приводит к кратковременному эффекту – на какое-то время сумма налоговых доходов может вырасти, но вслед за этим налогоплательщики начнут уходить в тень.

Руководители нашей страны и «специалисты», разрабатывающие и принимающие законы в Государственной думе Российской Федерации, прекрасно знают эти азы рыночной экономики. Но ведь экономику лихорадит. Но ведь бюджет дефицитный. Но ведь бюджет надо наполнять сегодня, а не в каком-то будущем. Но ведь важны именно сиюминутные проблемы, а о перспективах экономики пусть думают другие депутаты, которые придут в будущем.

Бюджет России в основной своей части наполняется нефтегазовыми доходами, которые каждый год, начиная с 2009-го по 2014-й, превышали расчетные прогнозы, что позволяло запускать грандиозные и бессмысленные пиар-проекты типа зимней Олимпиады-2014. Несмотря на это, в 2013 году вдвое повысились ставки отчислений в Пенсионный фонд РФ с индивидуальных предпринимателей. Результат очевиден. Это, во-первых, огромные очереди в налоговые инспекции желающих закрыть свой малый бизнес, во-вторых, уход части снятых с регистрации индивидуальных предпринимателей в тень и, в-третьих, снижение налоговой базы. Только в Дагестане снялись с налогового учета более 10 тысяч предпринимателей.

Попытки восстановить статус-кво не дали большого эффекта, так как этим шагом – подъемом ставки отчислений в пенсионный фонд – было подорвано доверие к нашей власти. Очень малая часть предпринимателей зарегистрировалась заново. Отметим, что сегодня в разных властных структурах идут разговоры о том, чтобы повысить верхнюю планку доходов для представителей малого бизнеса до 120 миллионов рублей в год. У нас масштабы другие – заработать бы чистыми 1 миллион в год. Заработать после выплаты налогов, арендной платы, многочисленных поборов – от пожарной охраны до общества прав потребителей.

Более-менее осмысленным является решение провести перерасчет налога на имущество на базе кадастровой стоимости земли и недвижимости. Рано или поздно надо было к этому прийти. Рано или поздно это приведет к повышению налоговой базы. Это не приведет к снижению налоговой базы, если у наших ретивых исполнителей хватит ума не повышать резко эту кадастровую стоимость. Сегодня во многих районах Дагестана она приравнена к той стоимости, которая использовалась при расчетах ранее.

Отметим неуемную жажду законотворчества в российском парламенте. Каждый год растет число подзаконных актов, регламентов, поправок, которые все усложняют и усложняют ведение бизнеса. У нас на сегодня один из самых сложных и запутанных налоговых кодексов в мире. Этот кодекс требует от одних предпринимателей выплачивать налоги больше, чем заработанные ими доходы. Лазейки этого кодекса позволяют другим предпринимателям возмещать НДС, который они не уплачивали. Наша республика благодаря таким лазейкам и активности некоторых предпринимателей и налоговиков была в определенное время чуть ли не чемпионом России по возврату НДС.

Последнее новшество – разработка местных дагестанских инициаторов. Это пересчет коэффициентов для предпринимателей, работающих на основе вмененного дохода. Патенты на определенные виды деятельности становятся сразу во много раз дороже. Но почему-то многочисленные объяснения, появившиеся в прессе, показывают, что якобы предприниматель практически не заметит этого повышения. Это не совсем верно, или совсем неверно, так как предприниматель замечает любую попытку залезть к нему в карман.

Выведение из тени и кошмары бизнеса

Известно, что в каждом населенном пункте республики существует множество субъектов малого бизнеса, которые работают без всякой регистрации, предпочитая иногда платить штрафы инспекторам, раз за разом обнаруживающим одни и те же незарегистрированные торговые точки. Попытки увещеваний и убеждений большого эффекта пока не дают. Предпринимателю легче раз за разом отбиваться от инспекторов небольшими штрафами и платить тем, кто «крышует» его бизнес, чем разбираться во всяких кодексах и законах.

Участь тех, кто зарегистрирован официально, незавидна. Бизнесмен мало того, что сдает регулярно отчеты в налоговую инспекцию и выплачивает требуемые налоги, он еще и регулярно подвергается проверкам. У нас в Дагестане это определенного рода бедствие. Не успеешь открыть предприятие – набегают всевозможные инспекции, и каждый предъявляет какие-то бумаги, согласно которым при неисполнении требования данной инспекции бизнес может понести ощутимые потери вплоть до закрытия. А если бизнес работает успешно, то проверяющие работают по эстафете: в день ухода представителей одной структуры с актом проверки и с определенными средствами, унесенными «в клювике», появляются работники другой структуры, которых абсолютно не волнуют акты предыдущих проверок других структур и которые начинают проверку с самого начала.

В офисах некоторых крупных предприятий давно уже выделены специальные кабинеты для проверяющих. В этих кабинетах зачастую уже заранее приготовлены пачки копий документов, которые могут быть затребованы очередной комиссией.

В начале апреля прошло очередное заседание Государственного совета Российской Федерации, где президент Владимир Путин в очередной раз говорил о том, что надо «перестать кошмарить бизнес». «Малые и средние компании в силу их мобильности и гибкости могут быстро занимать востребованные рыночные ниши, формировать новые точки экономического роста, способствовать эффективному повышению экономики, ее эффективности, решению проблем занятости. Создание благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России является ключевым условием для развития малого и среднего бизнеса. Не будет этого – не помогут никакие льготы, никакие преференции и никакие гранты. Нужно создавать благоприятную деловую среду», – подчеркнул Владимир Путин.

На всех уровнях власти необходимо способствовать тому, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным, чтобы создавались равные условия для всех предпринимателей, обеспечивалась честная и открытая конкуренция, и никто не мешал работать, не лез с «крышеванием», не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги.

Наверное, только сам президент России Владимир Путин может решить этот вопрос с теми, кто «кошмарит» бизнес. Вспомним 2003 год, когда он одним росчерком пера ликвидировал налоговую полицию, государство в государстве, наложившее лапу на все, что движется в России. К тому году огромные поборы работников налоговой полиции стали притчей во языцех.

Декларации и вероятная реальность

Известно, что с первого января 2015 года введены налоговые каникулы на определенные виды бизнеса для предпринимателей, начинающих бизнес, и вновь открывающихся предприятий. Если это решение не будет обложено подзаконными актами, которые, как обычно, уничтожают смысл его использования для бизнесменов, то это очень позитивный шаг.

Во время проведения Государственного совета Владимир Путин говорил о том, что нужны прозрачные механизмы работы с бизнесом, понятные для всех и контролируемые обществом. Эту работу необходимо вести в постоянном режиме. Кто мешает ее вести, кто мешает найти такие механизмы? Почему за столько лет так называемых рыночных реформ они так и не разработаны? Видимо, удобнее ловить рыбку в мутной воде.

Президент России обратил внимание руководителей регионов на необходимость не допускать резкого роста налоговой нагрузки на бизнес, особенно производственный. Он также обратился в адрес Генеральной прокуратуры РФ с предложением проанализировать обоснованность проверок, проведенных в 2014 году, прежде всего внеплановых.

«Предприниматель не должен жить в постоянном ожидании, что к нему нагрянут с очередной проверкой, не должен бояться, что любые его действия можно будет легко подвести под какую-то статью или под штраф. Мы обязаны сделать все необходимое, чтобы наши предприниматели смогли в полной мере реализовать свой потенциал. Это жизненно важно для развития страны, всех ее регионов, для того, чтобы российские компании заняли достойное место и на своем собственном рынке, и на международных рынках», – резюмировал свою речь президент.

Во многих рыночных странах малый и средний бизнес составляет порядка 60% валового внутреннего продукта. В России этот показатель составляет около 20%. Российские предприниматели при реальной поддержке могут увеличить объемы производства многократно. А поддержка заключается в очень простых вещах. Это понятная, прозрачная налоговая система с небольшими и реальными для налогоплательщиков ставками налогов. Это возможность привлекать средства в бизнес по невысоким процентным ставкам на удобные предпринимателю сроки. И это резкое снижение количества проверок, которые, в первую очередь, просто мешают работать.

Предложения президента России, высказанные на Государственном совете, при их реализации могут дать огромный толчок развитию частного бизнеса в стране. Для этого нужно немногое: перевести эти предложения из разряда деклараций в разряд документов – изменений в Налоговый кодекс, разработки четких критериев, согласно которым можно проверять то или иное предприятие, и определения сроков проверки.

Дагестанские реалии и перспективы

Для дагестанцев характерна активная жизненная позиция, деловая энергия, умение работать и стремление зарабатывать. По многим показателям Дагестан занимает хорошие места среди регионов России, но надо развивать на качественно новом уровне малый и средний бизнес.

Дагестан – аграрная республика, в которой очень перспективно развитие и расширение личного подсобного хозяйства. В Дагестане началась определенная программа поддержки сельскохозяйственных производителей. Увеличено, например, количество земельных ресурсов, которые могут передаваться в пользование личным подсобным хозяйствам. Дагестан – регион, где малый бизнес существует вопреки всему: душащему налоговому законодательству, множеству проверяющих и «крышующих» структур. Дагестан – регион, где несмотря ни на что существуют стихийно образованные кластеры: мебельный, обувной, ювелирный и другие.

Важным вопросом для республики является система финансовой поддержки производителей. При сегодняшних банковских процентных ставках привлечение средств для бизнесменов становится нереальным. Необходимо искать другие способы поддержки – это гранты, субсидирование процентных ставок.

Дагестан имеет все шансы перестать быть дотационным регионом. Дагестанцы способны прокормить себя сами. Для этого нужно немного: перестать жить как иждивенцы, зависящие от того, что даст кормилец, и начать работать самим; найти простые и понятные схемы взаимодействия власти и бизнеса, и это взаимодействие должно заключаться во взаимной поддержке, в совместной деятельности, направленной на увеличение благосостояния каждой отдельной семьи, нашей республики и всей страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру