В письмах затрагиваются вопросы, с которыми сталкиваются аварцы, цахурцы, рутульцы, лакцы, лезгины, удилы и другие народы, живущие в северо-западном регионе Азербайджанской Республики (т. е. Шекинский, Кахский, Закатальский, Белоканский районы).
«Сегодня мы чувствуем себя не совсем комфортно, забывая и утрачивая культурно-исторические ценности, общие с народами Дагестана, – пишут закатальцы. – В мире существуют законы и нормы, регулирующие отношения между разделенными народами: т. е. часть этноса, оказавшаяся в правовом полюсе, берет под свое крыло ту часть, которая без поддержки скоро вымрет. Так происходит и с нами.
Но у нас остается надежда, что Республика Дагестан не забудет нас и будет предпринимать шаги в этом направлении».
По словам закатальцев, преподавание аварского языка в их школах оставляет желать лучшего. Нет специализированных преподавателей и литературы по нему. Вообще родные языки преподаются как факультативные, по усмотрению директоров школ. Их поручают кому попало: хоть математику, хоть учителю физкультуры, т. е. тем, у кого нет учебной нагрузки. А тех, кто в языках что-то понимает, близко не подпускают. Такая же проблема и с русским языком.
Вместе с тем закатальцев беспокоит безработица в селах, где проживают этнические дагестанцы: «…вернувшись после службы в армии, молодежь не находит себе применения. Нет работы даже для людей, имеющих степень кандидата наук. А местные чиновники не хотят признавать и считаться с менталитетом нашего народа: не каждый способен заниматься торговлей на базаре. Этим людям только и остается уехать в Россию на заработки, чтобы хоть как-то содержать свою семью. А Россия, как известно, стала предъявлять все более жесткие условия пребывания в ней эмигрантов».
Закатальский район насчитывает 14 аварских деревень, а в целом в трех районах – Закатальском, Белоканском и Кахском – проживает около двухсот тысяч этнических дагестанцев. По их утверждению, там отсутствует периодическая печать на языках народов Дагестана, нет национальных театров.
Также к этническим дагестанцам «раньше часто приезжали артисты из Дагестана, вот уже более 20 лет, как им тоже перекрыли дорогу».
«Нам просто не понятно, почему азербайджанские артисты могут посещать Дагестан и даже стать народными артистами Дагестана, а дагестанские артисты не могут посещать своих соотечественников в Азербайджане.
Также до 1999 года в парке культуры и отдыха Закатальского района проводили традиционные фестивали песен и танцев аварцев и других дагестанских народов. В 1999 году под различными предлогами запретили это мероприятие, и этот запрет существует до сегодняшнего дня.
Хотелось бы обратить внимание и на такой момент. В 1992 году по решению районного совета Закаталы возле самой старой мечети в селе Джары был установлен бюст имама Шамиля, на открытии которого присутствовал и Джохар Дудаев. Возле бюста имама Шамиля находится разрушенное здание бывшего ресторана «Турист» и новая незаконченная постройка. Нужно основательно разобрать старое здание, а в новой постройке можно создать музей имама Шамиля, библиотеку, организовать национальный инструментальный ансамбль и проводить репетиции аварского театра», – говорится в обращениях закатальцев к соотечественникам и послу России в Азербайджане.
Такие жалобы от них поступали и ранее, в ответ на которые азербайджанская сторона утверждала, что этническим дагестанцам в Азербайджане предоставлены права равные с азербайджанцами.
В Азербайджане действительно много прав, но они, к сожалению, остаются на бумаге. Так сказал в беседе с «МК в Дагестане» историк из Дагестана Тимур Айтберов, который достаточно хорошо знаком с ситуацией соотечественников в Азербайджане.
«По указанию нечистоплотных чиновников во время переписи населения в 1926 году аварцев, да и других дагестанцев, записали как тюрков, – рассказывает Тимур Магомедович. – Поэтому с тех пор во всех аварских селах Азербайджана подавляется все, что относится к аварской культуре и истории. А села там очень большие. К примеру, Тала с численностью 8 тыс. и Чардах – 2 тыс. человек. В Дагестане в селах со смешанным национальным составом азербайджанцам предоставлены равные с коренными дагестанцами права. А в Азербайджане этого нет. Например, села Гугам (с 300-летней историей), Нижняя Тала. Несмотря на подавляющее большинство проживающих в них аварцев, доминирует азербайджанский язык и культура.
Остро стоит вопрос с учебниками на аварском языке. В Азербайджане они отсутствуют. В первую очередь потому, что определенные силы создают препятствия для их проникновения в эту страну».