Виктор Маммаев: «Даже в сталинские времена по справкам не судили»

На Ставрополье "козлами отпущения" решили сделать дагестанцев

На Ставрополье "козлами отпущения" решили сделать дагестанцев
Встреча дагестанцев с прокурором Нефтекумского района Ставропольского Края Фото: Магомед Абдурашидов

В 2013 году в результате двух взрывов в городе Нефтекумске Ставропольского края были убиты директор ООО «Махмуд-Мектебское» Гадильбек Шиндяев и депутат районного совета Султан Аджахметов. Через полтора года нашли кого обвинить. В селении Махмуд-Мектеб проживает небольшое количество дагестанцев – выходцев из Акушинского района. В конце прошлого года в нарушение всех возможных законов и норм был задержан депутат Махмуд-Мектебского сельсовета Магомед Сулейбанов, лидер дагестанцев на этом участке Нефтекумского района, представлял Дагестанский культурный центр имени Магомедсалиха Гусаева. Диаспора дагестанцев, недовольная произволом правоохранительной системы Ставропольского края, решила провести согласованный митинг в защиту своих прав, так как считает, что дело сфальсифицировано и имеет целью не реальных убийц наказать, а использовать убийство как повод, чтобы ослабить диаспору и скрыть исполнителя преступления.

Ель не сосна: шумит неспроста

Шестого февраля прокурор Нефтекумского района Валерий Алферов вызвал представителей диаспоры для разъяснения по поводу проведения митинга и возникающих последствий в случае возникновения беспорядков, на встрече присутствовал и журналист нашей газеты. Приглашенные озвучили прокурору, что ходят слухи о том, что диаспора и ее руководитель заказаны правоохранительным органам района за 16 млн рублей. Прокурор парировал, якобы если есть факты, обращайтесь с заявлением в инстанции, а так, это не соответствует действительности. Брат задержанного спросил прокурора, сможет ли он (прокурор) защитить его законные права, ведь он и его брат Магомед Сулейбанов с момента прибытия в Махмуд-Мектеб, с 1988 года, не совершали правонарушений, и никто не мог сказать что-нибудь плохое о них. И вдруг на основании предположений, без доказательств обвиняют его брата в немыслимых преступлениях. «Если завтра так же начнут обвинять меня, не приведя ни одного доказательства, вы сможете защитить мои законные права, как прокурор?» – поинтересовался он.

Несколько лет назад в Ставропольском крае было скандальное выписывание дагестанцев, в том числе и кавалера ордена Славы, среди выписанных был и выступавший. Он до сих пор без прописки. Присутствовавшие задавались вопросом: если с убитыми у Магомеда Сулейбанова были плохие отношения, то как он остался единственным невыписанным тогда именно по протекции покойного Гадильбека Шиндяева. «Почему вы не смотрите, кому выгодна была смерть этих людей, кто сейчас получил контроль над некоторыми землями предприятия?» – возмущались они. Валерий Алферов вызвал их, чтобы предупредить об уголовной ответственности в случае проведения несанкционированного митинга, но вынужден оказался выслушать множество вопросов, на которых у него не было ответов. Он предложил родственникам задержанного обратиться в прокуратуру, письменно изложив проблемы. Гасан Курбанов, пенсионер МВД, возразил: «Но вы отказываете и не реагируете, хотя нарушены законные права депутата сельского собрания». Насчет митинга родственники разъяснили, что он будет проводиться только после согласования с властями.

Во время обыска дома лидера даргинцев-сургинцев Магомеда Сулейбанова под его кроватью нашли сверток в полиэтиленовом пакете с гранатами, что важно – спустя 7,5 часа. Он полтора года, оказывается, хранил их для обыска. Хозяина дома задержали на день раньше, потому семья Магомеда Сулейбанова провела генеральную уборку дома на случай обыска. Но, как говорится, «надо, Федя, надо». Хотя убийства совершены самодельными взрывными устройства. По делу взрывов и убийства была и другая версия, связанная с расколом в ногайской среде. Из справки: «По имеющимся сведениям, Султан Аджахметов планировал объединить сельхозпредприятия с. Кара-Тюбе, с. Тукуй-Мектеб, с. Махмуд-Мектеб и с. Каясулла. Намеревался передать управление сельхозпредприятием своему сыну, а исполнительным директором назначить Гадильбека Шандиева. Указанные планы шли вразрез с планами Заурбека Шерпеева, который намерен был организовать и возглавить в Нефтекумском районе «зерновой холдинг». На создание данного предприятия Заурбеку Шерпееву не хватило земель сельхозназначения. Планы Султана Аджахметова были известны Заурбеку Шерпееву и шли вразрез с его интересами». Но Заурбек Шерпеев вышел сухим из воды. К сведению, после убийств сельхозпредприятия с. Кара-Тюбе, с. Тукуй-Мектеб, с Каясулла перешли Заурбеку Шерпееву. У брата покойного осталось предприятие с. Махмуд-Мектеб. Соседка Магомеда Сулейбанова, Раисия Яковлевна, заявила во время нашего разговора, что земли Махмуд-Мектебовские были оформлены еще в 2006 году на Шиндяевых. Основным мотивом для совершения убийств, заявленным в справке, стал возврат проданных Курбанисмаилу Курбанову, Муслиму Тамадаеву, Наби Гаджиеву, Хазбулле Муртазалиеву животноводческих комплексов конкурсным управляющим СПК «Махмуд-Мектебский» В. Юриным. Дагестанцы пытались в суде опротестовать данное решение, но ничего не получилось. Магомеда Сулейбанова нет и в помине во всех этих схемах, но, как в известной басне про волка и ягненка, «ты виноват, потому что мне хочется есть». Во время встречи у прокурора района Валерия Алферова адвокат Магомеда Сулейбанова, Гасан Шамхалов, сказал, что за день до убийства у Гадильбека Шиндяева была встреча в прокуратуре района. Оттуда он вышел в сильном возбуждении, высказываясь, что если будут его сажать, то с ним сядут все те, кто получал с тех денег долю. Шел разговор о возбужденных делах по хищению каких-то многомиллионных госсредств, субсидий, полученных на сельхозпредприятие Гадильбека Шиндяева.

Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло

Магомед Сулейбанов был задержан 17.12.2014 г., в 14:15, в с. Махмуд-Мектеб, депутатом муниципального образования которого он является, в тот же день без законных оснований было произведено его дактилоскопирование. На следующий день с утра до вечера «в жилище Сулейбанова М. Р.» в его отсутствие производился обыск. Полицейским якобы понадобилось «всего» 7 часов 25 минут, чтобы найти под кроватью гранату РГН, в квартире, являющейся половиной обычного жилого дома коттеджного типа, но охотничье ружье за шкафом в этой же комнате не нашли и было изъято участковым на следующий день.

Эксперт А. А. Скрипай отделения по Нефтекумскому району ЭКЦ ГУ МВД по свежеполученным «дактокартам неупакованным» из справки об исследовании №115 от 18.12.2014 г. (время также не указано) находит следы пальцев не на самой гранате, а на отрезках липкой ленты со следами рук.

19.12.2014 г. постановлением о принятии уголовного дела к производству следователь Нефтекумского МСО СУ СК РФ по СК Е. А. Вощанов принимает к производству уголовное дело №122140050512. В постановлении не указано, откуда, в отношении кого и о чем дело, только – ч. 1 ст. 222 УК РФ. Адвокат Виктор Маммаев указывает, что дело с таким номером не возбуждалось даже в отношении неустановленного лица, не то что в отношении Магомеда Сулейбанова. В этот же день следователь А. Е. Вощанов с согласия и. о. руководителя Нефтекумского МСО СУ СК РФ по СК И. И. Музыкина обращается в суд с постановлением о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по уголовному делу №122140050512. В тот же день судья Нефтекумского районного суда А. Н. Ходус избирает меру пресечения по уголовному делу №12214050512. Следует, что мера пресечения избрана по несуществующему делу, заведомо не в отношении «неустановленного лица», а в отношении Магомеда Сулейбанова, под чьей кроватью якобы найдена граната, заведомо для ОД ОМВД РФ по Нефтекумскому району и СУ СК РФ по СК.

В отношении Магомеда Сулейбанова не было и не могло быть возбуждено уголовное дело, т. к. он является депутатом, а дела по спецсубъектам возбуждаются только руководителем следственного органа субъекта Федерации. Магомед Сулейбанов был задержан без всяких законных оснований, но самое главное – не имел статуса подозреваемого, требуемого по основаниям, указанным в законе, т. е. судья не имел права рассматривать ходатайство об избрании меры пресечения лицу, не являющемуся по закону подозреваемым. Адвокат Виктор Маммаев считает, что справка об ОРМ, на которую судья ссылается в постановлении, не свидетельствует о причастности Магомеда Сулейбанова к преступлениям. В справке сказано о возможной причастности к указанным преступлениям Запира Ибрагимова, но не Магомеда Сулейбанова. В этой справке «по результатам дополнительных ОРМ» вместо достоверно установленной информации изложены версии, предположения, догадки, о чем прямо так и написано: не установлено никаких фактов, кроме телефонных соединений З. К. Ибрагимова и других лиц (т. е. не Магомеда Сулейбанова). Справка об ОРМ, лежащая в основе взятия под стражу, не является результатами ОРМ, отвечающими требованиям УПК РФ и тем более – доказательством и не может использоваться судом. Даже в сталинские времена по справкам об ОРМ не судили. Ни на какие другие доказательства и даже данные о причастности Магомеда Сулейбанова к указанным преступлениям судья не ссылается, никаких иных доказательств причастности следствием не представлено. В непронумерованном без описи материале (в силу чего суд не имел права его принимать) имеется уведомление без указания времени от 19.12.2014 г. №36800060-214 о проведении обыска председателю Нефтекумского районного суда О. М. Дыкань следователем Нефтекумского МСО СУ СК РФ по СК Е. А. Вощановым. В уведомлении после изложения фабул 2-х дел по подрывам указано (лист 3): «…в целях обнаружения и изъятия орудия преступления, а также предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела, сохранили на себе следы преступления, запрещены к гражданскому обороту на территории Российской Федерации, произведен обыск в жилище Сулейбанова М. Р., в ходе которого была изъята боевая ручная осколочная граната РГН, без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательств, так как у следствия имелись достаточные основания полагать, что обыск в жилище Сулейбанова М. Р. должен быть произведен безотлагательно, поскольку по месту его жительства могли находиться орудие преступления и иные предметы, которые сохранили на себе следы преступления... а промедление (2 года «промедляли»?! – адвокат В. М.) с производством обыска могло привести к их уничтожению».

Все дело Магомеда Сулейбанова состоит из таких юридических нестыковок. Одно ощущение – что он оказался зрителем театра абсурда. Но это может произойти с каждым, в том числе и с нами. Возникает вопрос: как такое возможно, неужели нет в Дагестане тех, кто заступится за простого труженика?

P. S. Магомеду Сулейбанову угрожают, требуют взять на себя убийство или дать на кого-нибудь показания. Поступают угрозы, что сына закроют в соседней камере по статье за наркотики. Об этом заявил задержанный во время заседания суда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру