12 февраля, в Дагестан с рабочим визитом прибыл руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. В махачкалинском аэропорту главу федерального ведомства и сопровождающих его лиц встретил Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
Первым пунктом посещения стал южный въезд в Махачкалу, где Роман Старовойт и Рамазан Абдулатипов приняли участие в торжественном открытии рабочего движения на объекте «Реконструкция участка автомобильной дороги М-29 «Кавказ» из Краснодара через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой».
О том, как проводилась реконструкция, высоких гостей проинформировал генеральный директор компании-подрядчика – ООО «НАРТ» – Руслан Бийболатов. По его словам, сегодня в столице республики интенсивность движения составляет более 25000 автомобилей в сутки, в связи с чем была подвергнута реконструкции дорога в объезд города.
«Участок трассы, который назывался «дорогой смерти», мы полностью заканчиваем. На этом отрезке 10 искусственных сооружений: путепровод протяженностью 300 погонных метров, мост длиной 30 погонных метров и 8 труб», – сообщил Руслан Бийболатов, отметив, что в результате реконструкции дорога разделена на 4 полосы по 3,75 метра. Планируется продолжить работу по реконструкции трассы до кольца в населенном пункте Манас, откуда путь пролегает в 16 горных районов Дагестана.
«Протяженность федеральной автомобильной дороги по Республике Дагестан составляет 644 км. С 2002 по 2010 год сдано 136 км, а с 2010 по 2014 годы мы усовершенствовали посредством ремонта, капремонта и реконструкции 350 км дорог», – добавил гендиректор компании-подрядчика.
На вопрос Роман Старовойта о качестве дорог, Руслан Бийболатов ответил, что 56% дорог Дагестана соответствуют всем предъявляемым требованиям и нормам. «В среднем по стране эта цифра составляет 52%, но у вашей республики показатели лучше. К концу года мы должны довести это количество до 62%», – прокомментировал глава Росавтодора.
Для проведения торжественной церемонии открытия были приглашены Рамазан Абдулатипов, Роман Старовойт, а также директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Игорь Костюченко, начальник федерального казенного учреждения Упрдор «Кавказ» Руслан Лечхаджиев, начальник федерального казенного учреждения Упрдор «Каспий» Анатолий Волков.
Глава Дагестана поблагодарил всех, кто принял участие в реконструкции участка дороги. «Быть дорожником – это великое призвание, и большинство дорожников, как правило, – это люди очень порядочные и работящие. В Дагестане за последние 5 лет удалось привести в порядок более 300 км дорог. Благодаря Федеральному дорожному агентству сегодня мы обустраиваем Махачкалу. Въезд в город со стороны Дербента каждый день позорил Дагестан и дагестанцев. Здесь была грязь, стояли десятки незаконных будок! Нам еще предстоит навести порядок и на въезде со стороны Хасавюрта. Это огромная работа и огромные средства! Хочу поблагодарить наших строителей, которые сделали такую хорошую работу. Я обращаюсь ко всем дагестанцам, махачкалинцам, главе Махачкалы Магомеду Сулейманову, руководителям районов, к нашим нетерпеливым водителям с призывом формировать доброе, современное, культурное отношение к дорогам и дорожному строительству, исходя из того примера, который показывают наши дорожники под руководством Романа Владимировича», – сказал Рамазан Абдулатипов.
Глава республики особо подчеркнул заинтересованность федеральной структуры в налаживании дорожной ситуации в регионе. «Роман Владимирович неоднократно здесь был, и сегодня мы проедем до азербайджанской границы, чтобы он имел представление обо всех дорогах. Наши дорожники во главе с руководителем Агентства по транспорту и дорожному хозяйству РД Загидом Хучбаровым – грамотные и профессионально подготовленные люди, но надо всегда выбирать приоритетные направления по дорожному строительству, как это делает Федеральное дорожное агентство. Они находят самые трудные, опасные участки и там восстанавливают порядок. Еще раз поздравляю всех с прекрасной дорогой! Пусть она будет дорогой счастья, просветления, дорогой движения Дагестана к новой, благополучной, чистоплотной жизни!», – заключил Рамазан Абдулатипов.
В свою очередь, руководитель Росавтодора также отметил значимость вводимого объекта: «Мы открываем важный участок не только для Дагестана и всего Северного Кавказа. На самом деле, это участок трансъевропейского коридора, который берет начало с берегов Бискайского залива – части Атлантического океана, на северо-западе Франции, – и идет до Каспийского моря».
Роман Старовойт особо подчеркнул, что заслуга реализации проекта принадлежит не только Федеральному дорожному агентству, но и Правительству РД, и Главе Дагестана, который лично контролировал график и ход реализации проекта.
«Это, действительно, был очень сложный участок дороги, и эти 10 км нам дались непросто, проект реализовывался 3 года. Еще раз благодарю Вас лично, Рамазан Гаджимурадович, и Правительство республики. Нам здесь приятно не только работать, но и видеть высокий уровень профессиональной подготовки. Вдвойне приятно, что проектировала эту дорогу местная подрядная организация. Для экономического развития Дагестана очень важно, что налоги остаются в республике. Кроме того, этот участок является очень важным для всей России в нынешних непростых социально-экономических условиях. Мы предполагаем, что по этой дороге, в том числе по трассе «Кавказ», на европейскую территорию будут перевозить плодоовощную и мясо-молочную продукцию. Уважаемые друзья, я поздравляю всех вас с сегодняшним праздником. Хочется пожелать, чтобы у нас и дальше было много таких отличных, полезных и, самое главное, безопасных в использовании, дорог!», – резюмировал Роман Старовойт.
В завершение церемонии наиболее отличившиеся работники подрядной организации были награждены памятными подарками и благодарственными письмами.
В ходе общения с журналистами Рамазан Абдулатипов напомнил, что еще недавно ныне открываемый участок дороги был очень запущенным, опасным для движения. «Федеральное дорожное агентство по нашей просьбе привело в порядок въезд в столицу республики и объездную дорогу. Конечно, мы сегодня видим здесь очень высокий уровень культуры строительства. Вообще, эта дорога должна показать, что Махачкале пора уже достичь качественно нового уровня культуры общения и культуры вождения. Недопустимо, чтобы в республике ежегодно в автокатастрофах погибало около 500 человек!».
Глава Дагестана еще раз поблагодарил Романа Старовойта и всех строителей: «Открытие таких прекрасных дорог от Европы до Каспия означает, что Россия не выдвигает никаких санкций, ни от кого не закрывается, напротив, она расширяет возможности своего сотрудничества в соответствии с установками нашего лидера Владимира Владимировича Путина».
Затронув дальнейшие перспективы организации дорожной связи между центром страны и южными регионами, в том числе с Дагестаном, руководитель Росавтодора рассказал, что в начале 2014 года, проезжая от Москвы до Волгограда, он обратил внимание на то, что основной поток грузового транспорта шел из Дагестана. Однако асфальтобетонная дорога, построенная более 50 лет назад, не соответствовала ни современным требованиям, ни нагрузке. В этой связи Роман Старовойт сообщил о направленном в адрес Министерства транспорта России предложении о перераспределении средств на участок Москва – Волгоград – Астрахань Махачкала. «Сегодня мы проедем до границы, завтра я буду вести переговоры с нашими коллегами в Баку. Я хочу посмотреть весь маршрут от Баку до Махачкалы, чтобы принять решение по ремонту и реконструкции наиболее важных участков дороги. За прошлый год мы в этой части выполнили значительный объем работ, и сегодняшняя дорога непосредственно является составляющей этого коридора», – сказал руководитель федеральной структуры.
На вопрос журналистов о внедренных в ходе строительства технологиях Роман Старовойт ответил, что на открываемом участке использованы все новшества современного дорожного строительства: усовершенствованное асфальтобетонного покрытие, долговечная разметка из термопластика, а также обеспечивающее дополнительный уровень безопасности осевое барьерное ограждение из цементобетона: «Здесь один мост, один путепровод, восемь водопропускных труб. Это не просто десять километров дороги, это сложный инженерный объект с выносом большого количества коммуникаций и решением имущественных вопросов».
Роман Старовойт еще раз подчеркнул, что без личной поддержки руководства республики реализация данного проекта в столь сжатые сроки была бы невозможной. «Мы, со своей стороны, планируем дальнейшее развитие дорог Северного Кавказа, и Правительство РФ, Министерство транспорта России нас в этом поддерживают. Сегодня - это один из приоритетов развития дорожной отрасли, поскольку мы видим очень большой потенциал развития экономики в республиках СКФО, в Дагестане в том числе», – выразил уверенность руководитель агентства.
Отметим, автомобильная дорога М-29 «Кавказ» входит в состав различных европейских и азиатских маршрутов. Отрезок от станицы Павловской до Махачкалы – часть длинного,европейского маршрута Е-50, который составляет примерно 6000 км; сам участок реконструкции проходит через Карабудахкентский район. Ожидается, что в результате реконструкции автомобильной дороги М-29 «Кавказ» значительно снизится вероятность ДТП, снизится уровень шумового загрязнения, улучшится транспортная доступность прилегающих населенных пунктов.