Туристический имидж Северного Кавказа

В Махачкале прошла V Международная научно-практическая конференция «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа»

В Махачкале прошла V Международная научно-практическая конференция «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа»

«Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа: анализ, практика, проблемы, перспективы». Пленарное заседание прошло 18 ноября в конференц-зале Дагестанского государственного технического университета (ДГТУ). Конференция проводилась Комитетом по туризму Дагестана совместно с пятью вузами республики в соответствии с приоритетным проектом развития РД «Точки роста, инвестиции и эффективное территориальное управление».

Второй день конференции прошел в работе секций на 5 площадках: «Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма на Северном Кавказе» – в ДГТУ; «Формирование положительного туристского имиджа территории. Брендинговые и маркетинговые технологии» – в Дагестанском государственном университете; «Ресурсный потенциал в развитии основных направлений туризма в СКФО и проблемы подготовки кадров для туриндустрии региона» – в Дагестанском государственном педагогическом университете; «Стратегические приоритеты развития туризма» – в Дагестанском государственном институте народного хозяйства; «Развитие сервисного компонента туристского продукта» – в махачкалинском филиале Российского государственного университета туризма и сервиса.

К туризму на Северном Кавказе отношение в России, да и за рубежом неоднозначное. Те, кто впервые собирается приехать к нам, чувствуют себя чуть ли не героями, идущими на подвиг, те, кто уже побывал тут – возвращаются на Кавказ к своим друзьям как к себе домой. На Кавказе две крайности: с одной стороны, грандиозные планы – ОАО «Курорты Северного Кавказа», которые, как в случае с курортом «Матлас», неожиданно рассыпаются; с другой стороны, устойчивое мнение многих жителей региона о малой перспективности Северного Кавказа как привлекательной для туристов территории.

На конференции настроение было совершенно другое. Чувствовалось, что туризм имеет реальное значение для Дагестана, что судьба республики как туристического региона беспокоит ее участников. Шло живое и серьезное обсуждение проблем и перспектив развития туризма на Северном Кавказе. Не было надежд на воздушное финансирование туристических проектов, но и не было апатии и мыслей о бесперспективности туризма в Дагестане. В работе конференции приняли участие представители министерств, ведомств и муниципальных образований Дагестана, турфирм, занимающихся развитием внутреннего туризма, профессорско-преподавательский состав и студенты вузов республики. Зарубежные участники выступили с докладами в режиме скайп-конференции.

Основные вопросы, которые обсуждались на пленарном заседании 18 ноября, были связаны с формированием положительного туристического имиджа Северного Кавказа.

Исполняющий обязанности председателя Комитета по туризму Республики Дагестан Виталий Демченко рассказал о растущем интересе российских и западных туристов к Дагестану, его народным промыслам и историческому наследию.

«Республика Дагестан располагает уникальным этнокультурным и историко-архитектурным достоянием, привлекающим внимание туристов, этнографов, культурологов и историков. У нас более 6 тысяч памятников истории, культуры, природы и архитектуры, из которых около 2 тысяч – федерального значения. Архитектурный комплекс «Цитадель Нарын-Кала», древняя часть и крепостные сооружения Дербента включены в список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В последние годы в республике наблюдается положительная динамика роста въездного туризма, что создает необходимость формирования стратегии устойчивого развития территории. Ежегодно количество посещений туристами Дагестана растет на 11–15%. Инвестиционная активность в туристско-рекреационной сфере и в сегменте летнего туризма в республике растет», – сообщил он.

Несмотря на положительную динамику в развитии регионального туризма, остаются нерешенные задачи. В первую очередь – это негативный имидж республики в федеральных и зарубежных СМИ. Пора усилить информационную активность со стороны журналистов и блогеров Дагестана, которые освещают реальное положение дел в республике, показывают всему миру, что это регион, где живут в первую очередь люди труда и творчества. В Дагестане чтут законы гостеприимства, гости всегда желанны, а негативный имидж создается в угоду чьим-то интересам и не соответствует реальному положению дел.

Вторая проблема – устаревшая материальная база туристической отрасли республики, низкий уровень развития инфраструктуры туризма, несоответствие качества услуг в туристическом и гостиничном секторе их высокой стоимости, неудовлетворительное состояние санитарно-эпидемиологической обстановки на пляжах. Нужно работать над созданием в Дагестане проектов особых экономических зон туристско-рекреационного типа, привлекать частные инвестиции и увеличивать число малых и средних предприятий туризма. Необходимо создавать туристско-информационные центры в представительствах республики в регионах России и за рубежом.

Старший научный сотрудник Российского государственного университета туризма и сервиса Ольга Вапрянская рассказала о маркетинговых социологических исследованиях в области туризма, которые будут действенными в рамках ограниченного бюджета. Существуют альтернативные малобюджетные способы получения информации, так называемые дальние площадки для организации исследований. Это мобильные опросы, которые рассылаются по электронным адресам. Другой важный вопрос, по мнению Ольги Вапрянской, – это интеграция в туризм объектов культурного наследия. Интерактивные карты с изображениями, разнообразные мультимедийные проекты, виртуальные 3D-прогулки. Очень важно наполнение контента, подача материала живо и креативно, находить способы заинтересовать туристов. Так называемое Smart-пространство развивается, и путеводители-навигаторы должны быть не только справочной информацией, но и способом продвижения туристических объектов.

Отметим, что в Дагестане уже есть практика виртуальных прогулок. Так, достаточно хорошо разработана интерактивная интернет-карта исторического памятника Кала-Корейш, где в некоторых его участках можно увидеть полную 3D-панораму.

О проблемах обеспечения конкурентоспособности гостиничной отрасли говорил финансовый аудитор гостиничной сети RIU из Болгарии Петр Качамаков. Главным параметром, определяющим конкурентоспособность, является имидж. Наработка имиджа туристической отрасли Болгарии началась еще в 50-е годы прошлого века и велась исподволь год за годом. Для имиджа очень важна индивидуальная работа с каждым клиентом, каждым посетителем, важно, чтобы он уехал с положительными эмоциями и с желанием вновь вернуться в полюбившееся место. На вопросы участников конференции, как же добиваться перелома негативного имиджа Дагестана в глазах туристов, Качамаков ответил, что нужны большие, общие объединенные усилия. «Я был в Дагестане и всем рассказываю, что негативная информация о нем ложная, но вы сами знаете, что один в поле не воин», – сказал он. Большая просветительская работа среди населения, создание положительного имиджа в СМИ, взаимный туризм – есть множество способов решения этой проблемы.

Гуань Жунтин, магистрант Тяньцзиньского университета из Китая, говорил о растущих возможностях бизнес-туризма в КНР, о положительном имидже России в средствах массовой информации Китая, о совместной работе двух стран в рамках АТЭС. Демократические реформы, которые проводятся в обеих странах, положительно влияют на их имидж. Нужно создавать максимально удобные условия для туристов, показывать им достопримечательности регионов и обеспечивать нормальной инфраструктурой, питанием, транспортом. Турист, посещающий Дагестан, не должен чувствовать никаких неудобств и проблем, только тогда он захочет вновь посетить эту страну и республику.

Завершил своим выступлением первый день конференции представитель Республики Дагестан в Республике Крым Мурад Салихов. Он рассказал об особенностях туризма в Крыму и трудностях, связанных с переходным периодом и блокадой Крыма с севера, со стороны Украины. Хорошей перспективой является, по мнению Салихова, взаимный туризм, сотрудничество туристических организаций регионов. Также Салихов заявил, что важнейшей частью его деятельности является привлечение гостей в Дагестан для отдыха и бизнеса.

Второй день конференции был посвящен всем аспектам туристической отрасли Северного Кавказа. Наибольшее количество докладов было связано с имиджем региона как конкурентным ресурсом территории и развития туризма, ключевым фактором привлечения инвестиций. В докладах ставились вопросы о создании туристического кластера в Дагестане, особенностях регионального туризма, его влиянии на экономику республики, туристическом маркетинге. Отдельный блок вопросов касался подготовки кадров для туристической отрасли республики. Агротуризм, экстремальный туризм, бизнес-туризм – все известные виды туризма рассматривались в докладах конференции. Отметим немаловажные особенности и преимущества Республики Дагестан как центра множества народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, привлекательных для туристов, чему посвящено тоже несколько докладов.

Еще раз отметим профессионализм и высокий уровень организации работы конференции, в чем особая заслуга заместителя председателя оргкомитета и модератора конференции, проректора по научной и инновационной деятельности ДГТУ Елены Павлюченко.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру