Приватизация или прихватизация?

Сколько стоит мечеть?

Сколько стоит мечеть?

Фэхрэддин Орудж: «Кроме известной на Кавказе и в мире соборной Джума-мечети в Дербенте существуют и другие культовые сооружения ислама. Эти здания годами охранялись государством, лишь в годы беззакония и перестройки они стали объектами для купли-продажи и передачи на основе новоиспеченных документов. В годы неразберихи с имуществом Б. Ельцин несколькими указами остановил развивающуюся приватизацию культовых сооружений.

Ко мне обратилась группа прихожан мечети имама Хусейна на улице Ленина с просьбой вникнуть в очень непростой и невероятно щепетильный вопрос. Речь идет о попытке приватизации культового сооружения. Не простого сооружения, не садового участка, не дачи, а здания мечети. Мечеть была построена сто лет назад, в ее подвалах и бывших прилегающих территориях, которые в разные годы были проданы или переданы частным лицам, еще виден старинный первичный декор. В народе она известна под названием «Персидская». Именно это сооружение стало головной болью прихожан и объектом, на который претендует К. Агамирзаева. Да, это неслыханно, но реально. Настоятели названной мечети долгое время терпели претензии со стороны бывшего директора горпищекомбината К. Агамирзаевой. Она и ее сын угрожали, что если в суде они выиграют право на территорию мечети, то закроют прихожанам дорогу, и те будут вынуждены заходить в мечеть с тыльной стороны, через подвальное помещение. Верующие утверждают, что женщина приносит документы о том, что она приватизировала территорию, прилегающую к мечети, и намеревается расширить свой бизнес (она сдает в аренду места для торговли). Территория, где находится мечеть, была передана пищекомбинату временно. И когда это «временно» закончилось, им выделили другое место взамен этой территории. Используя знакомства с влиятельными людьми, Кистаман Агамирзаева составила пакет документов с целью завладеть мечетью. Неизвестно, как она выигрывала суды, но рассказывают, что она везде имеет своих людей. Несмотря на многочисленные обращения прихожан, которые имеют на руках технический паспорт мечети, отдел имущества города до сих пор не разобрался в этой паутине. Прихожане правильно указывают, что это здание задолго до образования пищекомбината и до приезда К. Агамирзаевой было мечетью, есть фотографии, техническая карта. Не только это здание, но и прилегающие к нему территории были владениями религиозного объекта. Верующие ссылаются на несколько указов Б. Ельцина, который в те годы отпустил вожжи управления в области приватизации, потом не смог завладеть ими. В этих указах прямо указывается, что культовые сооружения и прилегающие территории должны быть переданы прихожанам. Как случилось, что территория мечети попала в число приватизируемых объектов? И как это возможно? Мечеть имама Хусейна – второй по значимости объект такого рода в городе. Во дворе здания мы встретились со старожилом, который всю жизнь посещает мечеть имама Хусейна, – Салетдином. Он сказал, что однажды они были на суде в Краснодаре из-за территории мечети. Тогда суд был отложен по неизвестным причинам. Но эта женщина, почуяв в себе железную силу, пошла в атаку с целью завладения зданием, где прихожане проводят свои религиозные обряды. Правильно было бы оставить территорию и прилегающие участки мечети и поискать счастья в другом месте. Однако женщина не унимается. В народе очень силен постулат о том, что мечеть – это дом Всевышнего и этот очаг является святым и недоступен для всяких махинаций и торговли.

«На самом деле мы столкнулись с обстоятельствами, требующими от нас действий, не подобающих прихожанам. Мы приходим сюда молиться, совершать намаз, проводить религиозные праздники, а не судиться с теми, кто позарился на нашу мечеть», – говорит один из верующих – Этибар. К. Алиев утверждает, что однажды прихожане, не выдержав, собрали все вещи, вывешенные для продажи на территории мечети, и вынесли на улицу. В ответ на это пошли угрозы со стороны сына железной леди.

Интересно, почему городские власти молчат и не предпринимают никаких действий? Ведь если здание существует 100 лет и является культовым сооружением, то оно должно быть закреплено в реестре неприкасаемых объектов. Даже без этого ясно, что мечети, церкви, синагоги нельзя приватизировать, отнять их у прихожан. И как так получилось, что у новоиспеченных дельцов имеется пакет документов на мечеть? Не удивительно, конечно. Было время, когда в вопросах имущества и недвижимости царствовал хаос, и тогда эти дельцы и их приспешники действовали, покупали, брали в аренду с правом выкупа. Понятно, если это просто здание, но тут мечеть! Культура кончается тогда, когда перестаешь уважать религию твоего соседа, знакомого. Если этот барьер тобой затоптан, жди плохого. На первый взгляд это обстоятельство может казаться простым. Но на самом деле это мина замедленного действия. Население верхней части города взбудоражено на религиозной почве. Если предположить, что Кистаман Агамирзаева права, то опять возникает вопрос, ибо документация у прихожан мечети на собственность имеется. И, спрашивается, на основании какого федерального или республиканского закона была осуществлена приватизация, или это всего лишь «прихватизация»?

Позариться на самое святое, на место, где люди молятся, обращаясь к Всевышнему, – что может быть хуже? Здесь люди просят о справедливости, а в реальности происходит беззаконие и произвол. Как это вписывается в рамки ислама и закона? С эстетической точки зрения действия, направленные на приобретение мечети, могут расцениваться как варварство, вандализм и что угодно. Так неужели тот, кто претендует на эту обитель, никогда не обращался с молитвой к Богу, ни о чем не просил? Каждый человек в тяжелую минуту своей жизни призывает молитвами Всевышнего помочь ему. А кого призовут те, кто хочет обманным путем завладеть очагом Всевышнего, то есть мечетью? По-моему, это первый случай в постсоветском пространстве, когда претендуют на культовое здание ислама.

Дербентские прихожане – это люди спокойные, с уже установившимися традициями и обычаями. Они никогда не мешают другим прихожанам, уважают их религию и объекты их поклонения. Но на что надеются те, кто сами, являясь мусульманами, намереваются овладеть местом культового сооружения для корыстных целей? Мы все смертны, и не стоит в этой бренной жизни усугублять отношения между людьми, между мусульманами. Это главная ценность ислама. Если кто об этом забудет, то он теряет доверие не только людей, но и Всевышнего…»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру