Султаны Елису

Происхождение султанов Елису

Происхождение султанов Елису
Село Елису

Этот вопрос вызывал интерес у Вахушти Багратиони еще в 1-й половине ХVIII в., стал во второй половине ХIХ века камнем преткновения для ряда исследователей. Последующие же авторы следовали в основном двум версиям: елисуйские «султаны, по одним сведениям, были грузинского, по другим – лезгинского происхождения».

Грузинские авторы, продолжая развивать концепцию Вахушти Багратиони, настаивали на грузинском происхождении султанов. Вахушти же писал, правда, с оговоркой «говорят», что в 1587 г. (?) грузинский наместник Вахвахишвили, управлявший тогда территорией Кахского района, представ перед правителем Ирана Аббасом I, принял ислам. После этого якобы отнял шах заалазанскую область (с центром в Кахи) у Александра II Багратиони – царя Кахетии (1574-1605) и посадил Вахвахишвили «султанствовать» там. Основываясь на этой информации, эту версию повторяют, как уже отмечалось, современные авторы. По их мнению, в 1604 г. шах Аббас I передал Елисуйское султанство князьям Вахвахишвили. При этом указанные авторы игнорируют достоверные источники более раннего периода, к примеру материал об Ади-Гурклу I, который владел территорией Кахского района еще в 1562 г.

Существовало предположение и об арабском, «из Шама» (т.е. из Сирии), происхождении султанов: якобы в VIII в. араб «Абулмуслим аш-Шами» поставил амира в Елису, от которого и происходит Даниял-султан. Видимо, исходя из этого положения, А. Зиссерман писал, что «происхождение султанов должно предполагать из Аравии».

Эту версию в конце ХIХ в. в развернутой форме изложил представитель елисуйского султанского рода – юнкер 2-й роты 2-го Военного Константиновского училища Хан Искандер Елисуйский. Написана она в 1885 г. и представлена в качестве обоснования законности прошения о «причислении елисуйской владетельной фамилии к числу владетельных княжеских фамилий Российской империи».

«Елисуйская владетельная Султанская фамилия, к которой я принадлежу,– писал юнкер, – по происхождению, есть фамилия арабская. Около 1000 лет с лишком назад, один из принцев царствовавшей тогда в Сирии арабской султанской фамилии, Абу-Муслим I, после разных столкновений с своими братьями за престолонаследие, оставляет Сирию (Шам) и с войском направляется на восток, чтобы искать себе царство. После многих битв и столкновений с различными племенами на своем пути, Абу-Муслим проникает на Кавказ и направляется к Дагестану. В Дагестане он сталкивается с воинственным лезгинским племенем, пришедшим на Кавказ за 800 лет до Рождества Христова из Индии из области Лезге. Это гордое своей воинственностью племя в течение полторы тысячи лет никого не хотело знать кроме свободы, за которую оно вело почти большинство своих войн».

Далее в тексте пространно рассказывается, как Абу-Муслим покоряет Дагестан и после умирает. Сюжет взят автором из Тарих Дагестан, поэтому целиком приводить его здесь не имеет смысла.

«Спустя около 300 с лишним лет, один из потомков» Абу-Муслима «проникает с войском в нынешний Самурский округ, покоряет здешнее племя Ахакинское (чит. «йикийское» >йихъби – «цахуры»? – Авторы), основывает здесь новое владение и провозглашает себя Султаном этого владения, так как, будучи вторым сыном Шам-хала, он не надеялся на Шамхальство[т.е. сесть на престол. – Авторы]. Владение, основанное на р. Самур, получает название Захурского или Цахурского султанства, по имени с. Захур в Самурском округе, считавшегося в течение несколькихвеков резиденцией Султанов. Позже в 15 веке Захурские Султаны, желая расширить свое владение, начинают войны с Грузией и с другими соседними племенами, и в начале 16-го века (вернее, в конце 15-го) они захватывают в свою руку часть Восточной Кахетии; а спустя около 100 лет немедленно после смерти персидского Царя – завоевателя Шах-Аббаса Великого, султаны отнимают и всю Восточную Кахетию у грузинских царей и резиденция переведена в Ийли-Су или Илису (с. Елису) и Захурское султанство получает название Елисуйского Султанства».

В данном случае мы имеем дело с попыткой некоторых членов елисуйского султанского рода привязать свое происхождение к горному Кумуху, к шамхальскому дому, представители тарковской ветви которого в Российской империи получили регалии и значительные полномочия. Елисуйские султаны в то же время, особенно после опалы Даниял-бека и его эмиграции в Османскую империю в 1869 г., были фактическив опале. При этом, однако, в более раннюю эпоху, в XVIII в., когда Елису обладал самостоятельным статусом и султаны не нуждались в посторонней поддержке, такая версия в ходу не была и более того была им не знакома. Это говорит о более позднем возникновении этой версии, озвучиваемой отдельными представителями султанской фамилии в конъюнктурных целях.

Имеются и другие материалы по вопросу происхождения султанов Елису. К примеру, русские источники ХIХ в. дают Даниялу Елисуйскому следующую характеристику: «гордый своим происхождением от знатнейших фамилий Дагестана», т.е. не отождествляющий себя с грузинской феодальной фамилией Вахвахишвили. Те же русские архивные данные начала ХХ века также утверждают однозначно, что «Елисуйские султаны, по происхождению дагестанские лезгины».

Одновременно в ХIХ в. были записаны оригинальные рассказы, исходившие из уст нескольких закавказских калтагов, что знатный человек по имени Алибек вселился в «город» Цахур. Произошло это, как гласят упомянутые рассказы, несколько столетий тому назад. Мало того, от названного Алибека, чье потомство якобы стало со временем цахурами, происходят елисуйские султаны XVIII-XIX вв. Дело в том, гласят рассказы, что предки названных князей вынуждены были уйти, в свое время, из Присамурья в Курмухское ущелье Закавказья. В начале пришли они в местность Сарыбаш, а оттуда перешли в богатую серными источниками местность Елису. Пребывая там, в верхней и средней частях названного ущелья, обрели эти знатные дагестанцы – якобы цахуры по языку – связь с мусульманскими империями. Позднее, при помощи их наследственных правителей – шахов и султанов, распространила данная часть дагестанской знати власть свою на благодатные земли Кахского предгорья. Охватил данный процесс также и низовья Курмуха. Произошло все это так, гласят рассказы, несмотря на попытки жесткого противодействия, имевшие место со стороны грузинской аристократии.

Существует, однако, более достоверный источник, который помогает понять причины ориентации елисуйской элиты ХVIII-XIX вв. на аварский язык и авароязычный «мир» Восточного Кавказа. Это запись родового предания князей Елисуйских, произведенная в 1700 г., в правление елисуйца Алисултана. Ему, между прочим, Османская империя дала титул паша, сопроводив данный акт (в 20-е годы ХVIII в.) предоставлением власти над относительно обширным Шекинским округом.

Закавказская запись от 1700 г. рисует нам, в изучаемом плане, несколько иную картину, нежели вышеуказанная, то есть русская (ХIХ в.) запись преданий. Оказывается, в Цахуре были свои князья-амиры (это подтверждается, кстати, эпиграфическим материалом ≈ XIII в. и официальной перепиской рубежа ХV-ХVI вв.), но с Алибеком Хицским связаны они не были. Что же касается последнего, то сел. Цахур служило для него, согласно записи от 1700 г., всего лишь промежуточным пунктом в его продвижении из горнодагестанского Хица в Алазанскую долину. Там, в восточном Закавказье, стало местопребыванием этого дагестанского аристократа, то есть Алибека Хицского – сына Уцуми, совсем не Елису, а старинное аварское сел. Чардах. Последнее, кстати, мы знаем в качестве закавказской обители авароязычных тарасанцев, чья главная крепость стояла на левом берегу Самура.

В данной связи нельзя не отметить, что еще в ХIХ в. было написано на основе местных, преимущественно устных, материалов несколько научных работ, согласно которым султаны – предки Даниял-бека, хотя и пришли в Елису из Цахура, но этническими цахурами не являлись. Как передает, например, И. Линевич:«…первоначально весь цахурский народ, главным населенным пунктом которого было сел. Цахур, составлял вольную общину. Впоследствии, для поддержания порядка, избран был из среды народа правитель; при избрании последующих правителей начались большие беспорядки; народ разделился на тохумы, которые, будучи между собою равносильны и равноправны, старались избирать правителя каждый из своего тохума; вследствие этого между общинами открылась сильная вражда.

Желая положить конец раздорам, народ решил избирать правителей из среды, которой были бы одинаково близки и чужды интересы всех партий (группировок). Таким образом, стали избирать правителей из беков, не принадлежавших общинам и не имевших с ними участия в пользовании общинной землей, но проживавших частными людьми в Цахуре, куда они пришли из не существующего ныне горного селения Хиц, будучи изгнанным народом».

О существовании правителей из числа местных жителей, еще до прихода хицских беков, говорят и эпиграфические источники, исследованные Л.И. Лавровым, А.Р. Шихсаидовым и совсем недавно – З.Ш. Закарияев. В более полном виде выводы о существовании в разных селениях Горного магала, местных правителей были сделаны именно Закарияевым. Согласно результатам его исследования, в XIV-XV вв. правила, к примеру, фамилия, названная им условно «Кадиридами» по имени Кадир-бека, жившего в середине ХIV в. Его сын Чакун, сын последнего Сайф и его сын Махмуд образуют, по его мнению династию, последнее упоминание о которой зафиксировано в строительной надписи соборной мечети Мишлеша в 1444-45 г. Одновременно, в этот же период, в Горном магале фиксируется наличие других «амиров». К примеру, современником вышеупомянутого Кадир-бека был некий Бадал сын Малиджа. На основании этого, З.М. Закарияев, вполне логично предполагает, что «в разных населенных пунктах региона существовали отдельные правители».

После упоминания последних эмиров в середине ХV в. в местной эпиграфике и прочих источниках, более чем на сто лет исчезает всякое упоминание о правителях, пока в ХVI в. в источниках не появляется Ади-Гурклу I, сын Алибека. Это временной промежуток, когда на смену нескольких фамилиям эмиров приходит династия Алибека Хицского, на наш взгляд вполне согласуется с вышеуказанным преданием, записанным в ХIХ в. русскими авторами. Эти данные отнюдь не единичны – сообщения о приходе к власти в Горном магале выходцев из Хица зафиксированы в разных источниках.

Согласно сведениям известного дореволюционного историка Дм. Бакрадзе, при избрании правителя Цахура «выбор пал на одного из беков, изгнанных из какого-то неизвестного селения Хиц и проживавших в Цахуре… Существует, впрочем, мнение, что эти беки силою подчинили себе Цахур».

О происхождении династии елисуйских султанов из вышеназванного дагестанского селения Хицимеются и другие свидетельства. Так, например, согласно зафиксированным в XIXв. преданиям, хицский правитель Алибек и цахурский «хан» Георгий были первоначально союзниками, однако «спустя некоторое время хицские правители разгромили Цахур и, изгнав потомков Георгий-хана, подчинили его своей власти. Затем один из хицских владетелей, по имени Али-бек, перенес свою резиденцию в Цахур и сделался родоначальником цахурских, впоследствии елисуйских, султанов».

Для лучшего понимания всего вышесказанногообратим внимание на три факта, взятых из эпиграфического материала. Первый – Н.Г. Вучетичу показывали в сел. Цахур надпись скорее всего, от 776/1374-75 г., в котором упоминалось «селение Хиц».

Второй – в стене Цахурской мечети сохранилась арабская надпись, рассказывающая о нападениивнешних сил на Цахур в 1432 г. Третий – известна еще и другая надпись на камне, согласно которой знатный человек по имени «Горги» – как мы убеждены – Георгий Цахурский, подарил хновцам в 1401 г. право на владение селением Киш, находящимся в Шекинском ущелье. Эти сообщения, в свою очередь, вполне логично датируют изгнание потомков «Георгий-хана» и завладение Цахуром «хицскими правителями» серединой или второй половиной ХV века (вспомним, что последнее упоминание предыдущих правителей датируется 1444-45 г.).

О происхождении елисуйских султанов из Хица говорят и предания кахских грузин, записанные в 1870 г. членами Закатальской сословно-поземельной комиссии: «В старину в здешних местах существовало только 2 независимых грузинских селения: Цахур и Ках (все христиане), который в то время назывался Торагай. Прежде они составляли одно, потом 2 брата, Георгий и Торагай, разделились. Христианство рано прижилось в этих местах. В Цахуре царствовал Георги хан, здесь же брат его Торагай, в честь которого и место (Ках) так называлось.

Потом из Турции и Аравии пришли мусульмане и стали распространять свою веру. В Хице»,который был расположен в дагестанских горах, на взгляд грузин – относительно «недалеко от Цахура, стал владеть мусульманин Али-бек. Он напалбыло на Цахур, но был отбит. Позже жители другого мусульманского селения Хнов (близ Ахтов) напали на Торагай. Первый раз тоже был отбит, но в другой раз разбили торагайцев наголову, многих убили, других увлекли в плен. Алибек убедил хновцев отпустить пленных кахцев. Между тем мусульманство все усиливалось в горах. Потомки Али-бека наконец совершенно завладели Цахуром, часть жителей которого перебили, другие обращены в мусульманство. Один из потомков Али-бека, Али-бек перенес свою резиденцию [из Хица] в Цахур».

Предания, которые были записаны в 1860-х г., утверждают, таким образом, что султаны Елису не были этническими цахурами, но предки их, во второй половине ХV в. какое-то время жили в сел. Цахур. Находились они там, согласно источнику, в качестве его правителей, завладевших силой этим краем. Это, возможно, в свою очередь, объясняет их пренебрежительное в целом отношение к судьбе цахурского языка.

По данным текста от 1700 г. вырисовывается, впрочем, несколько иная, чем описанная выше, картина происходивших процессов. Знатный дагестанец по имени Алибек – сын Уцуми, совершает неудачное нападение на Цахур – столицу уезда Горги, после чего, однако, с согласия обитателей уезда поселяется в Цахуре. Оттуда Алибека вместе с окружением отправляют вскоре в аварское село Чардах, стоящее в Закатальской зоне. Там его наделяют владением, простирающимся от Чардаха до «местечка Кум» (сел. Кум Кахского района). По настоящее время, кстати, вблизи Чардахаизвестна гора под названием Алибек-меэр, т.е. «гора Алибека».

Алибек Хицский обосновался в Чардахе, как можно предполагатьна основании армянского, а также иного (точнее – арабоязычного из сел. Хнов) эпиграфического материала, в XV в. Под властью его была, причем, как часть Горного магала, так и земли в Алазанской долине, простирающиеся от Мухахского ущелья (долина реки Дибир-ор, ныне «Мухахчай») до старинного «лезгинского» сел. Кум. Потомство же данного дагестанца, которое десятилетиями росло среди носителей аварского языка, стало позднее (с XVI в.) наследственными правителями ширванского округа Иранского империи, известного как улкай- и Захур-ва-Илису.

Достоверность существования селения Хиц современными исследователями сомнению не подвергается. Это обусловлено тем, к примеру, что такой населенный пункт Дагестана упоминается в пропавшей ныне эпиграфической надписи, имевшейся в ХIХ в. в стене мечети селения Цахур: «время основания Цахура по уничтожению селения Хиц, Исми-шамхалом»–1277/78 г.Последнюю дату, на наш взгляд, следует правильнее читать как 776/ 1374-75 г.

Видевший в 1860-х гг. эту надпись Н. Вучетич пишет: «В Цахуре я видел камни с древними надписями, из которых видно, что камни эти находились когда-то на мечетях. Надписи были сделаны на арабском языке. Вот их подстрочный перевод:

…Начинаю во имя Бога. Мечеть эту с минаретом основал, уповая на слова Бога: «Не пропадут добрые дела», – Сафи Кадыр-бек-оглы, по приказанию Хадижата Магомет-кизы, в начале месяца Раджаба в четверг в 677-м году [чит. в 776 / 1374-75 г. – Авторы] магометанского летосчисления.

Мастера: Харус и Гасан.

Надпись эту написал: Гамид.

Это есть время основания Цахура по уничтожению селения Хиц, Исми-шамхалом».

По вопросу локализации сел. Хиц твердо известно пока лишь одно – стояло оно где-то в пределах горного Дагестана. Все исследователи, так или иначе затрагивавшие вопросы истории Цахура и Елису, затруднялись с определением местоположения этого населённого пункта. Ведь в Самурской и Алазанской долинах нет селения с таким (Хиц) или каким-либо другим схожим названием.

Исходя из арабографического текста от 1700 г., делалось предположение, что основатель елисуйской султанской фамилии – Алибек мог являться выходцем из бассейна Ахтынской речки. Если, однако, принять тут произношение ХецI, то можно будет увязать «Хиц» с укрепленным населенным пунктом (по местным преданиям – шагьар, т.е. «город») Гецеб (авар. ГецIеб), который стоял на территории Андалала – современногоГунибского района РД. В арабской транскрипции, не знающей фонем е и г и без аварского локального суффикса -еб, чуждого для не-аварцев, вполне допустимо превращение «Гецеб»//«Геце» (при гецI– «гецебцы») в «Хиц».

В настоящее время Гецеб является бацадинским хутором. Там проживают 3-4 семьи, поселившиеся в этом месте в период коллективизации, т.е. в 30-е годы ХХ века. В представлении жителей селения Мугурух, наиболее близкого к Гецебу, в давние времена (балъил замана) на территории Мукк-ратля и Андалала было 72 мелких поселения и 2 «города» (Гецеб и Эдетль, находящийся в 3 км от Мугуруха). «Города» эти, являлись, по существу, лишь укрепленными резиденциями местных князей.

Между этими князьями возникла как-то вражда. Эдетлинский князь (Б.Г. Алиев: в поселении Эдетль жили ханы, эта же информация передается и мугурухцем Супияном Абакаровым), собрав дружину, смог взять с помощью военной хитрости Гецеб, владельцы которого вынуждены были бежать в чужие края. Это разорение Гецеба, скорее всего, можно увязать с «уничтожением селения Хиц» в конце ХIV в., о котором знаем мы из надписи, находившейся в стене Цахурской мечети.

Тухумы, образованные беглецами из Гецеба, имеются сейчас во многих селениях Чародинского и Гунибского районов Дагестана. Согласно преданиям согратлинцев, от троих братьев (Байич, Чагу и Инч), живших ранее в Гецебе, произошли три родственные группы, проживающие ныне в Согратле (с его отселком Наказух), Ритлябе и Бацаде. Это согратлинский род Чакал-алиевых (Чакал-гIалилал), ритлябский тухум Инчал и бацадинский род Садулаевых (СагIдулал), входящий в состав крупного тухума Байичалал. Кстати, в Бацаде Байичалал считают родственниками Чакал-алиевых.

Некоторые представители тухума Хушановых (ХIажи-ХIушанал, также известны и как КIулачIал) из сел. Чардах считают себя потомками арабов. Это, впрочем, является, наиболее вероятно, легендой, призванной «облагородить» их корни. Дело в том, что по другим, более достоверным данным, они, как и Ахмадхановы (АхIмадханал) из сел. Кусур, являются ветвью рода елисуйских султанов, чей корень выводится нами из Гецеба.

Наибольшее, однако, количество гецебских по происхождению тухумов сосредоточено в Тленсерухе. Согласно преданиям тленсерухцев, Гецеб представлял собой хорошо укрепленный населенный пункт. Состоял он из двух частей: из укрепления (буцур) и жилого комплекса. Укрепления в виде крепостной стены тянулись до самой реки Чеэр-ор (Кара-Койсу). Внутри её был сделан ход с каменными ступеньками, по которым во время осады передвигались защитники крепости, чтобы брать воду из реки.

В разных селениях Тленсеруха предание о Гецебе несколько меняется в ту или иную сторону – к нему добавляются некоторые, зачастую интересные детали. Согласно сведенным воедино преданиям и имеющимся на данный момент представлениям о родственных связях, тухумы, которые выводят себя из Гецеба, проживают сейчас в 8 селах Тленсеруха: в Гилибе – ТирхIалал (от них произошли: ЧохIокал, сидящие в Гоабе и Буракъилал Карануба),в Ритлябе – Инчал (от них, вероятно, произошли Инчал Нукуша, Доронуба и Гимитля).

В 1844 г. значительная часть «благородного» населения Елису ушла, как отмечалось выше, в Тленсерух – в сел. Ириб, где осел Даниял-бек. Часть родни Даниял-бека, судя по местным преданиям, осталась в Ирибе и после окончания газавата, то есть после 1859 г. Она образовала там тухум Яранал, который в2005 г. состоял более чем из 56 семей, числом до 200 человек.

Таким образом, тухумы, выводящие свое происхождение из Гецеба, который мы отождествляем с Хицом, проживают в целом ряде селений Тленсеруха. Гецебские тухумы имеются и в селениях Мукк-ратля – в Мукутле и Хецубе. Туда они переселились во второй половине ХIХ века из Нукуша.

Хочется остановиться именно на гилибском тухуме Тирхаловых (ТирхIалал), который традиционно занимал видное место в управлении Гилибской общиной – второй по численности в Тленсерухе; и сейчас Тирхалал является наиболее многочисленным тухумом в Гилибе, составляя до трети жителей всего села или около 500 человек. Есть кстати, точка зрения, что название Елису, в конечном счете, происходит от Гьили (местное, аварское название Гилиба).

По преданиям тухума Тирхалал, они являются выходцами из Гецеба, занимавшими там привилегированное положение, а ирибские Яранал – переселенцы из Елису, известные как родственники султана Даниял-бека, считаются членами одного с ними тухума. Гецебское происхождение Тирхалал подтверждают, кроме преданий, и названия хуторов, принадлежавших Тирхалал. В их названиях отчетливо прослеживаются, как это имеет место и в согратлинском говоре, замена общеаварской фонемы ц на з; подобная фонетическая особенность характерна, кстати, и для восточных говоров закатальского диалекта аварского языка – для речи жителей селений Тала, Чардах и «елисуйцев» из тальского квартала Дурус-уба, с включением, предположительно, аварской речи Мухаха и Елису.

О знатном происхождении Тирхалал свидетельствует и наибольшее количество земельных угодий, особенно пашен, сосредоточенных в их руках. В заключение обратим здесь внимание на свидетельство Н. Глиноецкого, посетившего Гилиб в 1860 г. и зафиксировавшего там развалины «сильной крепости», запиравшей ущелье реки Тлейсерух и служившей, по преданиям, резиденцией местных князей. Это подтверждает значимость как самого Гилиба (Гьили

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру