Трудное трудоустройство

В Дагестане, как и в целом по стране, остро стоит вопрос с трудоустройством выпускников высших образовательных учреждений

В Дагестане, как и в целом по стране, остро стоит вопрос с трудоустройством выпускников высших образовательных учреждений

 В период советской власти судьба выпускника определялась государством: сотни молодых людей шли работать туда, куда их направит вуз. С уходом советской власти пришел конец этой системе трудoустройства.

На сегодняшний день несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда усугубляют проблемы трудоустрoйства выпускников образовательных учреждений, особенно коммерческого сектора профессионального образования. Лишь небольшая доля лиц с высшим образованием занята в экономике нашей республики, в то же время спрос на квалифицированных рабочих и специалистов остается неудовлетворенным и продолжает расти. Так, например, на недавно открытом Каспийском заводе листового стекла руководство завода столкнулось с проблемой отсутствия квалифицированных кадров для предприятия. Ключевые специалисты и управленцы были привлечены из других регионов и зарубежья. Налицо существующий дисбаланс между спросом и предложением на рабочую силу с высшим образованием.

В условиях кадрового хаоса, когда высшее образование стало массово доступным и у всех по одному, а то и по два диплома, а в некоторых районах нашей республики функционировали до недавнего времени филиалы различных вузов, вузы вынуждены конкурировать за каждого абитуриента, привлекая в том числе и тех, кто раньше не смог бы поступить в вуз в силу низкого уровня знаний. А проходной балл ЕГЭ, который только снижается, наглядно говорит об уровне школьной подготовки абитуриентов. В этих условиях возникает насущная необходимость в изучении потребностей рынка труда в специалистах с высшим образованием. Сегодня рынок труда четко подразделяется на частный и государственный сектор. В чем же отличие частного сектора экономики от государственного? Как сказал один из знакомых работодателей, одной из причин стремления основной массы людей на государственную работу является то, что там можно просто сидеть и получать деньги, хоть и небольшие. В частном секторе ситуация совсем иная: личностные качества, уровень образования, владение иностранным языком – все это учитывается при приеме на работу в частную организацию. Другой момент проблемы трудоустройства заключается в отсутствии «гибкости» выпускников в отношении предлагаемого им рабочего места и заработной платы. Многие вчерашние выпускники, выходя на рынок труда, предъявляют завышенные требования к уровню оплаты труда и организации рабочего места, в результате чего оказываются незанятыми. Часто бывает и такое, что требования, предъявляемые работодателями, тоже завышены. Сложно определить четкие критерии качества подготовки специалиста в вузе. Очевидно, что наличия у вуза государственной аккредитации и лицензированных специальностей недостаточно, чтобы считать процесс обучения в этом учебном заведении качественным. Для решения этой проблемы, на мой взгляд, необходим институт регулирования взаимоотношений работодателей с потенциальными рабочими.

P. S. Недавно на одном мероприятии, куда были приглашены ученики 9–11 классов, я завела с ними беседу об их дальнейших планах на образование. Была приятно удивлена их трезвыми рассуждениями о трудоустройстве. Большинство хотят получить среднее специальное или профессиональное образование, которое они успешно смогут применить в жизни для трудоустройства. Во многих развитых странах высшее образование не является чем-то обязательным. Учебных заведений специального и профессионального образования больше, чем университетов. Экономика таких стран больше развита. Есть надежда, что и наше самосознание постепенно придет к этому.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру