В Дагестане земельный вопрос всегда стоял очень остро. Люди понимают, что и в наши дни одним из самых выгодных вложений средств является земля и поэтому всеми силами пытаются завладеть, а чаще всего «урвать» кусок земли побольше. Этот «хватательный рефлекс» и порождает множество земельных споров, которые впоследствии перетекают в серьезные конфликты. Ситуацию, в которой оказался житель Хасавюрта Хадиятулла Солтанмурадов, можно было бы считать рядовым, но уникальность ей придает, то, что в ней замешан экс-премьер-министр Дагестана, а ныне и.о. ректора ДГПУ Магомед Абдуллаев. Как рассказывает, обратившийся с письмом в редакцию нашей газеты, Солтанмурарадов, спор возник из-за того, что Абдуллаев, незаконно, завладел частью земельного участка, в Махачкале на перекрестке улиц Гаджиева и Карьерная, принадлежащего заявителю.
В письме Хадиятулла Солтанмурадов пишет, что этот земельный спор, который длится около двух лет, начался после того, как Магомед Абдуллаев, самовольно возвел строения на земельном участке, принадлежащем Солтанмурадову.
«Магомед Абдулаев лично попросил меня разрешить поставить на моем участке земли вагон для рабочих, которые строили его дом. Я по-соседски разрешил, но Абдуллаев решил расширить свою территорию за счет моего участка и после завершения строительства дома, в том месте, где стоял вагон, он возвел хозяйственные постройки. Он перенес подземные коммуникации, под мой земельный участок, 2/3 части моего земельного участка самовольно захватили. Закрыв к нему доступ, полностью захватил.. Он полностью захватил этот кусок земли, заведомо зная, что участок принадлежит мне», - пишет в своем письме Хадиятулла Солтанмурадов.
В распоряжении Солтанмурадова есть все необходимые документы, подтверждающие его право на владение земельным участком площадью 337 кв. метров. Он в 2007 году купил эту землю у Аскерхановой Наиды за 250 тысяч рублей. Когда он, как владелец земли, потребовал вернуть, самовольно захваченную часть земли, Абдуллаев его проигнорировал, и он вынужден был обратиться в суд.
«16 ноября 2012 года я обратился в Кировский районный суд г. Махачкалы с иском в отношении Шейхова Мирзамагомеда и Изиева Керима, на тот момент земельные участки, где велось строительство дома Абдуллаева, юридически были зарегистрированы на этих людей. В заявлении, я потребовал обязать их устранить препятствия в пользовании земельным участком, находящимся в г. Махачкале, на пересечении ул. М. Гаджиева и ул. Карьерная, который является моей собственностью, и снести за свой счет самовольно возведенное домостроение. Так же я потребовал вывести подземные коммуникационные сети, перенесенные ответчиком под мой земельный участок, которые лишают меня возможности воспользоваться своим земельным участком по целевому назначению», - пишет заявитель.
Хадиятула Солтанмурадов в своем заявлении требовал, в порядке подготовки дела к судебному заседанию, истребовать от «Горводоканала» Махачкалы все документы, послужившие основанием для перевода подземной коммуникационной сети под его земельный участок. Так же он, потребовал, чтобы Кадастровая палата республики представила все документы, на основании которых был поставлен на кадастровый учет участок земли, самовольно захваченный Магомедом Абдуллаевым. Эти документы необходимо было представить в суде, для подтверждения обстоятельств, указанных в иске.
Вместо Изиева и Шейхова в качестве ответчика в суд явился представитель бывшего председателя Правительства Дагестана Абдуллаева, и представил частично документы, которые требовал Солтанмурадов. Представитель Магомеда Имрановича так же представил суду и постановление №743 администрации Махачкалы от 5 апреля 2011 года об отмене постановления главы администрации Махачкалы №1326 от 23 июня 2003 года - «О предоставлении Аскерхановой Н.Ш. в собственность земельного участка под строительство продовольственного магазина на пересечении ул.М.Гаджиева и Карьерная». Но Солтанмурадов настаивает на том, что это постановление об отмене другого постановления является фальшивым документом. По его словам постановление №743 от 05.04.2011 г. не зарегистрировано в книгах регистрации администрации Махачкалы.
По мнению адвоката заявителя, постановление №743 является незаконным, так как в момент его издания право собственности ее доверителя на земельный участок зарегистрировано в установленном законном порядке и не были отменены в судебном порядке.
«Право собственности Солтанмурадову перешло от предыдущего собственника Аскерхановой, и тем самым администрация города нарушила права ее доверителя. Орган местного самоуправления не вправе самостоятельно отменять акты, являющиеся основанием регистрации права собственности», - говорит адвокат Таибат Магомедовна Салманова.
В дальнейшем суд признал незаконность этого «постановления об отмене другого постановления».
В декабре 2012 года Солтанмурадов вновь обратился в суд с дополнением к исковому заявлению,- « чтобы суд обязал Абдуллаева Магомеда Имрановича устранить препятствия в пользовании его земельным участком и снести за свой счет самовольно возведенные домостроения на нем, восстановить земельный участок в прежних границах, восстановить подземные коммуникационные сети в прежних границах, убрав их из под моего земельного участка, восстановить верхний покров земельного участка».
Заявитель так же просил признать недействительными правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на имя ответчика Абдуллаева Магомеда Имрановича (или на имя другого лица – продавца, который продал ответчику) в части самовольно захваченной части земельного участка, принадлежащего на праве собственности Солтанмурадову с момента его переоформления или оформления на имя ответчика.
«Мне стало известно, что документы на основании которых Абдуллаев М.И. на себя оформил земельный участок фальшивые, Так как первоначальные исходные документы не представлялись суду, и зная, что изначальные документы фальшивые я привлек всех к участию в деле и требовал представления изначальных, первичных документов, с целью установления в судебном порядке законности выделения их земельных участков. Так и не представили», - говорит Хадиятулла Солтанмурадов.
На суде представитель ответчика, адвокат Шейхова, заявила, что ее доверитель, имея в собственности земельный участок 760 кв. метров, купленный по договорам купли-продажи в 2010 и 2011 году, в законном порядке получил разрешение на строительство.
Так же Шейхова заявила, что Магомед Абдуллаев не мог знать, что строительство ведется с частичным заступом, так как сам лично не следил за ходом строительства.
Получается, что, когда Абдуллаев просил Солтанмурадова разрешить временно установить на его территории вагон для строителей, он знал, что эта земля ему не принадлежит, но при строительстве дома и после завершения стройки совершенно об этом «забыл».
Попытка «напомнить» Абдуллаеву, о том, где находятся границы его земельного участка пока не принесли результата, суд только частично удовлетворил требования Султанмурадова.
Заявителем суду были представлены фотографии, подтверждающие факт присвоения Абдуллаевым его земли, кадастровый инженер и эксперт, допрошенные в суде, подтвердили, что на захваченном земельном участке построены одноэтажные вспомогательные строения. Так же было установлено, что полностью был закрыт доступ на земельный участок заявителя, но не смотря на все это судья Кировского районного суда Магомед Нестуров вынес решение – « обязать Абдуллаева М. И. не чинить Солтанмурадову Хадиятулле Солтансаидовичу препятствия в пользовании земельным участком, расположенным на пересечении ул. М. Гаджиева и ул. Карьерная путем сноса временного ограждения из металопрофилья, заграждающего проход и проезд на участок Солтанмурадова Х.С. со стороны улицы Карьерная. Требования Хадиятуллы Солтанмурадова о сносе части дома и.о. ректора ДГПУ Абдуллаева, суд решил отказать, так как удовлетворение этих требований может повлечь за собой серьезные повреждения домовладению».
При вынесении решения суд указал, что согласно статье 7 Конституции РФ, Россия это социальное государство, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поэтому, учитывая общепринятый принцип социальной справедливости и невозможность сноса части двух домов без причинения несоразмерного ущерба жилым домам Абдуллаева, надо указать, что социальное предназначение домов экс премьер-министра Дагестана несоразмерно выше земельного участка истца.
Видимо, по мнению судьи Нестурова социальная справедливость распространяется не на всех граждан Российской Федерации, так как решив сохранить целостность домов Абдуллаева, судья не позаботился о сохранности целостности участка земли Солтанмурадова. И потерявший веру в торжество этой самой социальной справедливости Хадиятулла Солтанмурадов пытается оспорить решение Кировского суда в Верховном Суде Дагестана, в ближайшее время должно состояться рассмотрение его жалобы.