Школа пограничных состояний

Проблемы школы – это проблемы всего российского общества

Современная школа – это нечто гораздо большее, чем просто образовательное учреждение. Одиннадцать лет ребенок проводит в ее стенах в условиях мощного стресса, непрерывно растущих умственных, психических и физических нагрузок.

Проблемы школы – это проблемы всего российского общества

Все его силы, душевная и умственная энергия уходят на то, чтобы преодолеть эти нагрузки. Ребенок почти постоянно живет в условиях, которые медики называют «пограничными психическими состояниями». И такое предельное, продолжительное напряжение сил почти никогда не проходит бесследно. Здоровью большинства детей школьные нагрузки наносят ничем не поправимый ущерб.

Фауст:

Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит он родник...

НЕДЕТСКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ

Хорошо известно, что для ребенка обучение в современной школе связано с высоким уровнем физических и психических нагрузок. Еще в 1980-е годы министр здравоохранения СССР Е.И. Чазов говорил: «За голову хочется схватиться, - до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные - в 4 раза, а мочеполовые - в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни - чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то причем?»

Что же изменилось с тех пор? В лучшую сторону – ничего. Ежегодные медицинские осмотры выявили более 3,5 тысяч случаев снижения остроты слуха, более 16,6 тысяч случаев снижения остроты зрения, более 4 тысяч случаев дефектов речи, более 4,7 тысяч случаев сколиоза, более 11 тысяч случаев нарушения осанки.

Возможно, картина еще серьезнее. Там, где исследования состояния здоровья школьников проводились на более высоком организационном уровне и опирались на хорошую лабораторно-клиническую базу, выявленные нарушения здоровья школьников еще серьезнее. По данным Минздрава и Госэпиднадзора, в России практически здоровы лишь 14% детей, 50% имеют функциональные отклонения, 35- 40% - хронические заболевания. Именно такие результаты показали осмотры школьников в Москве и городах Московской области.

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

А ведь на ребенка помимо специфических проблем, связанных собственно с организацией образовательного процесса в школе, оказывает влияние и масса других факторов, в том числе – связанные с общей неустроенностью в стране.

Сегодня наше общество никак не может избавиться от тяжелой формы социального стресса. И труднее всего пришлось самым слабым – детям этих лет, которых уже не раз, скопом, записали в «потерянное поколение».

Сегодня общество все еще не оправилось от потрясений смутного времени. Объективные медицинские показатели наглядно демонстрируют проблемы, накопившиеся в этой сфере.

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО НЕЗДОРОВЬЯ

Такие высокие нагрузки вызывают стресс, с которым не всегда может справиться психическое здоровье ребенка. Недавно директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН сказал: «80% детей в школе пребывают в состоянии стресса». Уже в первый год школьного обучения у 60-70 % малышей возникают пограничные психические расстройства. У значительной части детей они впоследствии обретут видимые формы.

В Дагестане за год выявлены психические заболевания более чем у 5,6 тысяч детей и подростков. Всего же в Дагестане зарегистрировано почти 22 тысячи детей и подростков с различными психическими расстройствами.

Ежегодно тысячи детей до 18 лет признаются инвалидами.

О ПИТАНИИ И НЕ ТОЛЬКО

В последнее время в школах Дагестана большое внимание уделяется организации горячего питания для школьников. На это изыскиваются серьезные бюджетные средства. Действительно, не дело, когда ребенок обедает булкой и газированной водой. И все же, здоровью детей в школе угрожают гораздо более серьезные проблемы.

Исследования, которые проводил Научный Центр Здоровья детей РАМН, показали: у детей из самых богатых семей России, обучающихся в элитных гимназиях, повышенное артериальное давление уже отмечается в 90% случаях, а психоневротизация - у 55-83%. А ведь, в таких учебных заведениях никогда не бывает проблем с организацией горячего питания!

Сегодня уже тысячи детей в Дагестане обучаются в «элитных» учебных заведениях, в разного рода Центрах, лицеях и гимназиях… Многие родители платят за обучение существенные суммы. Кто-то отправляет детей для обучения за границей. Но что привлекает в этих образовательных учреждениях родителей? Углубленное изучение двух-трех иностранных языков, компьютеров, специализация по отдельным предметам?.. Но ведь все это ведет к усилению нагрузки на мозг ребенка, увеличению ее интенсивности. А помимо того, многие родители нанимают репетиторов, строго контролируют выполнение домашнего задания… За что же платят родители? За умственное, физическое и психическое измождение своих детей?..

Подавляющее большинство родителей понимает, что очень многие знания, которые они сами получили в школе, оказались избыточными в их собственной жизни. И все же, редко кто из родителей «не клюнет» на обещание образовательных учреждений обучения новому предмету, еще одному иностранному языку…

Проблемы школы – это проблемы всего российского общества. Даже бывший Президент страны В.В. Путин недавно так оценил проблему российских школ: «Из школы дети уходят синие, а в школу приходят зеленые».

ИСТИННОЕ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Многолетние исследования показывают, что качество образования определяется не только переполненностью голов информацией. Очевидно, что современная система образования страдает рядом дефектов, в частности – тотальной подменой познания мира познанием отвлеченных аллегорий, образов и абстракций. Исследования вскрыли: до 90% всех дефектов в функциях психической моторики взрослых связаны с неоформленностью на этапах детства способности координировать и управлять чувствами и усилиями тела. Владимир Базарный, доктор медицинских наук, профессор говорит: «Воспитывая одно поколение за другим на «моторном закрепощении», мы запустили механизм демонтажа эволюции, телесно-осевого гравитационного баланса, на основе которого воссоздаются и управляются произвольные усилия тела, речевых мышц...»

Да и что за образы изучают наши дети! Даже бывший министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил: «Книжки не соответствуют возрасту школьников и не отвечают правилам русской орфографии. 130 школьных учебников проверили эксперты из российской Академии наук и Академии образования. Оказалось, что к 78 книжкам детей подпускать вообще нельзя!» Вся школьная система нацелена на механическое наращивание в умах детей суммы знаний, хотя даже бывший министр образования признает – эти знания бесполезны!

Нет, пришло время для истинной, эффективной реформы фундаментальных основ системы образования. Нельзя медлить, цена вопроса слишком высока – это здоровье наших детей!

Для решения этой задачи необходимо, в частности, в самое ближайшее время вынести на широкое общественное обсуждение проблему нездоровья подрастающих поколений. Нужно поставить эту проблему как межведомственную перед Правительством Республики Дагестан, Министерством образования, Советом Безопасности, силовыми ведомствами, Народным Собранием. Нужно провести анализ динамики ситуации со здоровьем детей и подростков за последние 40 лет в Республике Дагестан в целом…

Полученные данные должны быть вынесены на совещание при Президенте Республики Дагестан, на котором должно быть принято решение о проведении открытого гласного конкурса на региональную программу реального и радикального улучшения ситуации с развитием и здоровьем подрастающих поколений. Необходимо регулярное проведение конференций для руководителей образования, здравоохранения, медиков, педагогов с целью помочь им обрести понимание путей эффективного оздоровления детей и подростков.

Целесообразно как можно скорее выработать механизм ответственности образовательных учреждений и системы образования в целом за результаты своей деятельности, выработать единые критерии оценки их работы. Для того, чтобы декларированный в Законе РФ «Об образовании» «государственно-общественный характер» управления образованием мог воплотиться в жизнь, необходима самоорганизация родительской общественности снизу доверху.

И, наконец, сейчас особо остро стоит задача формирования механизма взаимодействия семьи и школы, в том числе механизма общественного (родительского) контроля за результатами деятельности образовательных учреждений по предупреждению причинения в учебном процессе ущерба психическому и телесному здоровью детей. Нужно обдумать работу директивных и контрольных органов - Советов образовательных учреждений и родительских комитетов, формулирующих социальный заказ и образовательные задачи детским садам и школам, а также контролирующих и оценивающих их деятельность в соответствии с выработанными критериями.

Только идя этим путем, можно добиться истинного повышения качества образования, которое будет сводиться не к механическому нарастанию суммы абстрактный знаний, а к гармонизации образовательного процесса и улучшению здоровья наших детей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру