Эдвард Сноуден и дагестанская анархия

У России есть свое «слабое звено» - Дагестан

В эти дни новостью №1 в мире стали события, связанные с Эдвардом Сноуденом - американским разведчиком, предавшим гласности секреты некоторых тайных операций ЦРУ. Но вот что характерно - США, самая мощная держава мира уже не первый раз становится объектом нападения со стороны своих граждан.

У России есть свое «слабое звено» - Дагестан

Всего несколькими месяцами ранее, в США начался суд над рядовым Брэдли Мэннингом - основным информатором портала WikiLeaks (от англ. wiki и leak — «утечка»). США пытаются добраться и до Джулиана Ассанжа - организатора портала. Почему набирает силу агрессивный анархизм, почему граждане нападают на собственное государство? Как ни странно, ответ на этот вопрос может дать ситуация в Дагестане – оплоте российской анархии.

По всей видимости, до США, самой сильной и богатой страны мира, добрались тенденции, на протяжении нескольких лет сотрясающие многие страны мира. В последние годы немотивированные, без видимой причины нападения граждан на свое государство, на его институты и на должностных лиц стали приметой времени.

Пару месяцев назад в Дагестан приезжала большая группа журналистов из США. По их данным, именно краткое пребывание в Дагестане склонило братьев Джохара и Тамерлана Цорнаевых к идеям радикализма и, в конце концов, – к терактам в Бостоне. Иностранные журналисты искали в республике ответ на вопрос – почему обычные граждане так легко становятся опасными для общества и государства?..

А в самом Дагестане, пожалуй, куда больший резонанс вызвала новость о том, что от 150 до 200 дагестанцев воюют в Сирии на стороне противников Башара Асада. К тому, что сотни молодых дагестанцев воюют против собственного, российского государства, мы как-то привыкли. Но то, что мишенью стало абсолютно чужое, иностранное государство, не имеющее никакой «исторической вины» перед дагестанцами - эта новость вызвала в республике бурное обсуждение. И еще большее недоумение вызывает первый, самый беглый социальный анализ состава воюющих в Сирии. Многие из них - это дети вполне состоятельных и успешных родителей, в том числе федеральных судей, работников полиции и т.д.

Во многих мусульманских странах вооруженная борьба за уничтожение собственного государства давно стала привычной картиной. Но широко об этом явлении заговорили в 2011 году - с событий так называемой «Арабской весны». В Тунисе, Йемене, Бахрейне, Египте, Ливии, Сирии прошла череда революций, повергших в шок весь остальной мир. Самые различные политические силы, из-за полярности своих взглядов не имеющие никакой возможности договориться между собой, вдруг стали основой вооруженной оппозиции. Ни одна из этих стран так и не смогла выбраться из политического и экономического кризиса, вызванного «Арабской весной». Сотни тысяч погибших, разрушенная экономика - и никаких перспектив на формирование национального единства.

Разумеется, анархистские выступления против собственного государства возникли не вдруг. Они долго зрели, не замеченные политологами и социологами, и в один день нанесли по целому ряду стран сокрушительный удар. Более того, анархизм под самыми различными лозунгами продолжает расширять свою географию. Турция и Бразилия - вот страны-жертвы этого года.

Специалисты давно, еще с 1980-х годов предупреждали, что анархизм рано или поздно нанесет смертельный удар по национальным государствам. Объективные условия для этого создает глобализация, в первую очередь - глобализация информационных потоков. Она лишает национальное государство легитимности в глазах собственных граждан.

Лишенное легитимности, сакральной законности в глазах своих граждан – оно как организм без иммунитета. У него может быть многочисленная полиция и мощная армия – но они не могут победить сотню-другую боевиков. Не могут победить потому, что солдаты и полицейские на работе, а их противники живут по правилам войны. У такого государства может быть огромная армия чиновников, но политика получается корявая, неэффективная - потому что нет чиновников, болеющих за свое дело, принципиальных, не берущих взятки.

В общем, для такого государства, лишенного иммунитета, любая болезнь может вдруг оказаться смертельной.

Дагестан - автономная республика в составе России. Российское общество также не избежало волны делигитимизации национального государства. Символом протестов против государства вообще, в России стала Болотная площадь. На нее вышли все - и либералы, и социалисты, и националисты... Все те, кто не имел возможности договориться друг с другом в силу полярности взглядов, вдруг вышли на общие акции протеста.

Вместе с тем, «болотное» движение оказалось слишком слабым и малопопулярным, чтобы свергнуть центральную власть. По крайней мере, пока. Но у России есть свое «слабое звено». Это - Дагестан.

В нашей маленькой республике легитимности у государства уже практически нет. Формально есть десятки тысяч чиновников, институты государственной власти, правоохранительные структуры и т.д. Но при этом, влияние их на общество, их связь с обществом - ничтожны, а легитимность в глазах общества невелика. Чиновников часто презирают за коррупцию, полицию ругают за то, что она превратилась в корпорацию, извлекающую материальную прибыль.

Важнейшим показателем плачевности дел с легитимностью российского государства в Дагестане, является бюджет республики. Почти весь он состоит из дотаций Федерального Центра. Дагестан - в общем-то, республика не бедная, населенная трудолюбивыми и предприимчивыми людьми, имеющая разнообразные природные богатства. При этом республика не может собрать налоги в достаточной степени, чтобы содержать собственные больницы, школы и органы власти. Не это ли лучший показатель нулевой легитимности государства в республике?

Почти ни одна территория Дагестана не платит налоги в бюджет республики. И почти все территории содержат свои больницы, школы, административный аппарат, полицию за счет денег, перечисляемых республике из центрального бюджета. Дагестанский бизнес напрочь отказывается признавать легитимность государства в смысле выплаты хоть небольших налогов государству, хоть копеек. И в каком-то смысле, можно сказать, что дагестанская власть нелегитимна, раз граждане отказываются содержать ее.

Кроме того, в республике, как нигде, сильны позиции экстремистов, отрицающих право на существование светского государства вообще. Не случайно, Дагестан считается одной из самых «горячих точек» на земном шаре. Здесь идет война, каждый год уносящая сотни, по преимуществу, молодых жизней.

Правда, в Дагестане экстремисты пока не могут свергнуть центральную власть.

Но вот анархизм, пассивное неприятие государства, наиболее явно проявляется в сфере неуплаты налогов. Здесь оно носит массовый, системный характер. И это массовое неприятие государства - гораздо более тревожный симптом, чем наличие нескольких сотен воюющих боевиков. Потому что боевики своими силами свалить государство не смогут, а вот резкая и внезапная радикализация пока пассивных, но уже убежденных противников национального государства - сможет.

Врио Президента Дагестана Рамазан Абдулатипов ставит своей задачей резко повысить собираемость налогов в республике и вывести ее из тени. Сможет ли? Пока мы видим, что собираемость налогов по-прежнему идет на спад.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру