Информационный помидор

Сегодня дагестанский потребитель как никогда ищет хорошее и качественное продовольствие

Дагестан может в течение двух-трех лет стать одним из богатейших регионов России и при этом добиться такого впечатляющего прорыва без гигантских инвестиций и серьезной структурной перестройки всей экономики. Мы можем производить то же самое, что производим, но при этом стать многократно богаче. При всей фантастичности, задача эта вполне решаемая, даже – более чем решаемая.

Сегодня дагестанский потребитель как никогда ищет хорошее и качественное продовольствие

Но... Разумеется, есть одно условие. Дагестану нужна нормальная информационная политика, нужны специалисты, способные эффективно и творчески управлять информационными потоками и заинтересованные в конечном результате.

Как я говорил, с технической точки зрения задача резкого роста эффективности дагестанской экономики - более чем решаемая. Для того чтобы доходы от хозяйственной деятельности дагестанских товаропроизводителей выросли в несколько раз, нужно «лишь» добиться, чтобы покупатели были готовы приобретать продукцию из Дагестана по цене в несколько раз выше нынешней. Это кажется невозможным? Ничуть!

Несколько лет назад, еще при Президенте Муху Алиеве мы предложили идею так называемых «зеленых брендов». То есть, идею увязать продажу продукции дагестанских сельхозпроизводителей в единый холдинг с мощной информационной поддержкой, рассказывающей потребителю о качестве дагестанской продукции, об отсутствии в них ГМО, нитратов, пестицидов, гербицидов и прочей химической дряни.

Президент Муху Алиев предпринимал много новых интересных шагов, которые поначалу сложили ему имидж «реформатора». При нем многие начали выдвигать инициативы и надеялись на их реализацию. Но имидж быстро потух, а все общественные инициативы так и оказались погребены под толстым слоем чиновничьего безразличия и безынициативности.

Не была поддержана и наша инициатива. С тех пор ничего не изменилось, по крайней мере, не изменилось в лучшую сторону. Производство экологически чистой продукции в Дагестане продолжило снижаться, а рынки заполнили новые партии опасного для здоровья продовольствия – теперь уже и местного производства.

Так возможно ли продавать экологически чистую продукцию в Дагестане по цене более высокой, чем химическую дрянь? Да, возможно! Сегодня люди как никогда начали осознавать ценность экологически чистого продовольствия. Как никогда остро люди чувствуют, что вынуждены покупать опасные для жизни продукты. По данным врачей за последние десять лет в 6 раз (!) выросла заболеваемость кожными заболеваниями с аллергической природой, почти в 2 раза - легочными заболеваниями с аллергической природой.

Дагестанцы в городах вынуждены потреблять напичканное химией продовольствие, привозимое со всего мира, а в сельской местности сворачивают остатки собственного экологически чистого сельхозпроизводства. Теперь уже в любом, самом отдаленном дагестанском селе, где есть хоть одна торговая точка, обязательно продаются импортные апельсины. Зато местный виноград или яблоки встретить тут почти невозможно.

Сегодня врио президента Рамазан Абдулатипов пытается возродить в Дагестане сельское хозяйство. Но чем закончатся эти усилия? По определению, сельское хозяйство у нас не может быть таким энерговооруженным и высокотоварным, как у иностранных производителей. И потому - всегда будет проигрывать в цене. У нас нет генно-модифицированных фруктов, которые вообще не портятся; нет тракторов и дешевого горючего для них, нет огромных плантаций, снижающих затраты своей масштабностью и нет дешевой (по мировым меркам) рабочей силы.

А что же у нас есть? У нас есть остатки собственного сельского хозяйства, не использующего опасные для здоровья химические компоненты. И у нас, как и везде, есть интернет - теоретически дающий возможность «постучать» в любой дом и рассказать, что дагестанское продовольствие - самое чистое в мире.

Скажу вам более того. Сегодня во всей России нет эффективной системы производства и продажи экологически чистого продовольствия. В России было много экспериментов по выращиванию и продвижению на рынок местного экологического продовольствия. Они закончились не особо удачно, так как слепо копировали западный опыт создания и продвижения такого производства. Вначале строили собственные плантации в Подмосковье, вместо того чтобы поездить и наладить сбор экологически чистого продовольствия в соседних областях. На просветительскую и рекламную кампанию деньги выделяли «по остаточному принципу». А затем, от слабого спроса, начинались трудности со сбытом; не хватало дешевой рабочей силы; сказывались неуклюжие российские законы; приходилось прибегать к различной химии - и хорошее начинание погибало.

Фактически, если бы эксперимент по продвижению чистого продовольствия оказался бы успешным на местном рынке, со временем его можно было бы перенести на весь российский рынок и предложить россиянам экологически чистые дагестанские продукты. И это не какая-то далекая перспектива - нужно лишь организовать и отладить систему взаимодействия сельхозпроизводителей и информационного блока, а на это может уйти три-четыре года. И больше нет никаких препятствий - потребители готовы, рынок сложился, продовольствие, пусть и в незначительном количестве, уже есть, есть и широчайшие информационные возможности информационного века.

Некоторые дагестанские поставщики вполне успешно ориентируются на российском рынке, благодаря экологичности и высокому качеству своих продуктов. Гордое звание «Поставщик московского Кремля» красуется на некоторых наших соках, консервах, коньяках и винах. Остро не хватает Дагестану только правильной информационной политики, заточенной на конкретный результат. В свое время мы предлагали систему организационных мер, способных связать информационные потоки и заставить их работать на благо развития дагестанского сельского хозяйства. Это наше ноу-хау, которое, как мы думаем, способно вывести республику из бедности, дотационности и круга физических болезней, вызванных некачественным продовольствием. Образно говоря, мы знаем, как объединить выращенный на грунте дагестанский помидор с новейшими электронными гаджетами, «запихнуть его в интернет» и отправить за тысячи километров клиенту.

Сегодняшнюю систему организации информационной политики мы считаем не отвечающей духу времени и задачам. Государственные СМИ, каких большинство, устало врут многие десятилетия подряд и сами являются едва ли не единственными потребителями собственной информационной продукции. Политика «независимых» СМИ явно избыточно политизирована, по сути, работает на разжигание взаимной подозрительности и даже ненависти по национальному, конфессиональному или социальному признаку. Я думаю, что призвать к охоте на любой народ - преступление, которому не может быть никакого оправдания.

Сегодня дагестанский потребитель как никогда ищет хорошее и качественное продовольствие. Этот спрос порождает удивительные «вывихи», которые происходят на наших глазах, но в которые мы сами с трудом верим. Вот лишь один пример.

В крупные дагестанские города помимо импортных фруктов и овощей, завозится и отсев с тех же самых импортных плантаций, не прошедший отбор по весовым и прочим параметрам. Обычно, этот отсев, продаваемый дешевле кондиционных фруктов, идет на производство соков и полуфабрикатов для пищевой промышленности. Но в Дагестане на рынках этот отсев продается по цене в 1,5-2 раза дороже самых отборных продуктов - под видом «местного» товара. Естественно, что этот «местный» товар содержит весь тот же набор химически вредных веществ, что и более кондиционные собратья. Пройдите по любому рынку и присмотритесь к «местным» товарам - вы сами все поймете.

Итак, мы видим, что потребитель уже готов в разы переплачивать за хорошее продовольствие даже без всякой информационной или рекламной кампании! Так чего же мы ждем?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру