Шейх Асилдар Аркасский

На склоне горы ЦебемегIер (авар. – «передняя гора»), расположены развалины городища, называемого местным населением Гъоркьияб хъала

 Чуть выше аварского селения Аркас Буйнакского района, на склоне горы ЦебемегIер (авар. – «передняя гора»), расположены развалины городища, называемого местным населением Гъоркьияб хъала (авар. – «нижняя крепость»), над которым расположены остатки более укрепленного поселения ТIасияб хъала (авар. – «верхняя крепость»)

На склоне горы ЦебемегIер (авар. – «передняя гора»), расположены развалины городища, называемого местным населением Гъоркьияб хъала

 Среди местного населения разрушение городища связывается с именем Тамерлана, который якобы потратил пять дней на его взятие. Древний Аркас был заново заселен в 1867 г., когда здесь основались 33 семьи выходцев из селения Гуниб, которое было разрушено после его взятия в 1859 г. и пленения имама Шамиля .

Археологические раскопки Аркасского городища дали в целом довольно богатый материал для исследования. Городище это занимает территорию довольно крутого склона обширного плато, нависающего с юга над с. Аркас. Боковые стороны плато прорезаны глубокими каньонами, отвесные склоны которых достигают 50 и более метров высоты. Структура городища хорошо прослеживается по строительным остаткам и сохранившимся частично оборонительным стенам. Их очертания четко воссоздают трехчастную структуру городища. На возвышающейся части плато имеются остатки цитадели, контуры которой повторяют в плане треугольную форму вершины плато, размером 60 на 80 метров. Остатки оборонительной стены, протянутой между боковыми склонами обрывистых каньонов, ограждают цитадель с единственно доступного северного направления, где простираются остатки самого городища. В этой стене есть только обрыв шириной 2 м, где находился вход в цитадель с территории городища. Ниже цитадели простирается территория городища, площадь которого расширяется и резко понижается по мере удаления от стен цитадели. Как и цитадель, она была ограждена оборонительными стенами с открытого северного направления. На всем протяжении стены к ней примыкает семь башен четырехугольной формы. Ниже оборонительных стен самого городища и до подножия плато, где расположено современное село Аркас, также имеются строительные остатки, которые являлись в прошлом городским посадом. Общая площадь Аркасского городища составляет 26 гектаров .

По заключению археологов, крупные размеры городища, трехчастная его структура (цитадель, собственно город, рабад), развитая оборонительная архитектура, наличие дворцовых и культовых сооружений, следы ремесленных производств позволяют видеть в нем один из крупных средневековых городов Дагестана . Здесь также пересекались внутридагестанские коммуникации, что обеспечивало торговую активность населения. Время бытования города определяется IX–XIV веками и принадлежит к ареалу традиционной для аварских районов материальной культуры .

Интересно, что выводы археологов о существовании в верхней части Аркаса укрепленной цитадели подтверждаются письменными источниками. В дагестанском историческом сочинении, названном исследователями «История Ирхана», дано повествование о взятии Аркаса «мусульманским» войском. Сначала описано взятие Кадара. «…Затем состоялось сражение в Хиркасе, продолжавшееся целую неделю. Селение было взято, но оставался [незанятым] один квартал верхней части селения, где укрылись их раисы и эмиры – таватиял и арнахурал. Мусульмане в течение двух месяцев не могли овладеть этим укрепленным кварталом. [Наконец] он был взят с помощью Всевышнего Аллаха, господина миров. Мусульмане убили всех, кого там застали, за исключением тех, кто принял ислам» , – говорится в сочинении. В цитате особый интерес вызывает обозначение социальной верхушки населения Аркаса аварскими терминами («таватиял» и «арнахурал»). «Таватиял» – это, конечно, аварская производная (в множественном числе) от грузинского термина «тавади», а «арнахурал» – такая же форма грузинского «азнаури». Оба термина, обозначающих феодальное сословие в средневековой Грузии, были переняты, как и православная форма христианства, средневековой Аварией в ходе тесных политических и культурных взаимосвязей с восточным соседом, но здесь уже стали органичной частью социальной терминологии средневековой Аварии, так же как, к примеру, «батрики».

Функционирование христианства в Аркасе доказано раскопками Д. М. Атаева, который в 1964 г. обнаружил здесь две мечети, которые, скорее всего, являются сооружениями, возникшими на основе более древних культовых зданий – церквей. Время строительства и функционирования церквей, согласно выводам археологов, приходится на ХI–XIII вв., а их перестройка в мечети датируется ими серединой ХIII – началом XIV в.

Дальнейшее укрепление ислама в Аркасе, видимо, протекало довольно интенсивно. Об этом говорит наличие как минимум двух мечетей. Первая находилась в северо-западной части, в 12 м от привратных сооружений, и представляла собой помещение размерами 9,2 х 6,0 м. Вторая мечеть выявлена у юго-восточного края Аркаса, вблизи цитадели. Она больше размерами, нежели первая – 16 х 9 м, но первая мечеть включала в себя помимо самого молельного здания несколько других помещений и состояла из двух этажей. На первом этаже располагалось мадраса, а второй этаж предназначался для коллективных намазов, здесь же располагался и михраб . Существование в Аркасе – одном из крупных средневековых городов Дагестана – духовной школы, где обучались и жили ученики, мутаалимы, находящиеся на содержании джамаата, на взгляд археологов, исследовавших городище, вполне допустимо. Аргументируется это утверждение как тем, что «в Аркасе жил и проповедовал известный шейх Асельдер (умер в 1404 г., похоронен в Аркасе)», так и тем, что средневековые мусульманские авторы пишут о существовании в Дагестане подобных образовательных учреждений.

Шейх Асилдар

Основным источником, сообщающим информацию о шейхе Асилдаре, является биографический труд Назира ад-Дургели «Нузхат ал-азхан фи тараджими уламаи Дагистан». Биография шейха Асилдара из Аркаса составлена Назиром ад-Дургели с привлечением материалов «амира Салимхана ал-Гадари», т. е. Кадарского. Ниже дан полностью отрывок из сочинения ад-Дургели, посвященный шейху Асилдару: «Известный шейх Асилдар ал-Хиркаси ад-Дагистани. Хиркас (Аркас) – большая гора над селением Малый Газаниш (Верхнее Казанище). Он, Асилдар, похоронен под этой горой. Вот так написано почерком ал-амир Салимхан ал-Гадари (Кадарского): «Шейх, который похоронен в этой могиле, – друг божий, ал-Хаджж Асилдар, сын Ата ал-Гадари. По происхождению он из эмиров Карачи. Мать его – Ай Мисей Эндиреевская. Она из рода сала (т. е. сала-узденей). Асилдар трижды совершал хадж. Он, как рассказывают, из курайш (курайшитов). Его предки были мусульманами в двенадцати поколениях. Шестое [поколение] – Ша‘бан, десятое – ‘Араб. Жил он 49 лет. Гора, на которой он похоронен, и другая гора Нана – обе были его мульком. Дата его смерти – 860 или 806. Рассказывают, что у него была масса чудес (карамат), что свидетельствует о его высоком уровне святости. Его могила (мазар) известна – ее посещало много людей из всех регионов и всех наук» .

Здесь стоит подробно разобрать сведения, сообщаемые Назиром ад-Дургели о шейхе. Прежде всего стоит отметить, что могила Асилдара Аркасского на самом деле была широко известна и ранее. В ХIХ в. ввиду отсутствия к тому времени здесь населенного пункта она, по всей видимости, даже служила неким ориентиром на местности. По крайней мере Мухамад-Тахир Карахский при описании событий 1843 г. пишет, что «имам послал войско в крепость Бурандиб, расположенную вблизи могилы шейха Асильдара» . Похоронен шейх Асилдар к северо-западу от селения Аркаса, за автодорогой у подножья горы Шайихасул бакълъи (авар. – «солнечный склон шейха»). Есть связанное с традиционными верованиями представление, что если без остановки человек забежит на вершину горы, то попадет в рай . Автор ХIХ в. также описывает процедуру соблюдения этого обычая, забегания на вершину горы. Еще в ХIХ в. здесь проводились обряды жертвоприношений накануне дня Курбана, кади три раза обходит могилу шейха, читая молитвы. После этого и происходит массовый забег на вершину. «Кроме того, по верованию горцев, гроб шейха Асельдера может изгонять из человека бесов, поэтому… больного тотчас отвозят к гробу, т. е. храму, построенному там, и оставляют на несколько дней» .

Происхождение шейха Асилдара

Далее важным вопросом является происхождение шейха, поскольку Назир ад-Дургели со ссылкой на Салимхана ал-Гадари дает две противоположные и противоречащие друг другу версии. Сначала говорится о том, его отец из рода карачи, а мать из сала, а далее, с важной оговоркой «как рассказывают», что он родом из арабского племени корейшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммад, более того, говорится, что его предки в 12 поколениях являлись мусульманами. В данном случае очевидно, что первая версия явно заслуживает большего доверия, чем «рассказы» о его корейшитском происхождении, поскольку подобные легенды, призванные облагородить чье-то происхождение в глазах мусульманского населения, довольно часто имели хождение на Кавказе. Этот вопрос был рассмотрен Т. М. Айтберовым, который, исходя из вышеприведенных данных, писал, что Асилдар происходил из рода амиров «карачи», которые, видимо, являлись потомками одного из членов нуцальского рода Аварии, который достиг при Золотой Орде ранга «карачи» . Как известно, традиционные правители ряда предгорных селе¬ний Дагестана носили золотоордынский титул «карачи» (къарачи), но считали себя выходцами из рода аварских ханов, то есть хунзахцами по происхождению. Согласно Т. М. Айтберову, наиболее вероятно, что названное явление – свидетельство службы знатных хунзахцев Золотой Орде, которая имела место в пределах конца XIII–XV вв.

Согласно полевым данным, собранным Р. М. Магомедовым в 1941 г. в селах Эрпели, Каранай, Ишкарты и Ахатли Буйнакского района, карачи-беки являлись членами аварского нуцальского дома: «Сами эрпелинцы, ишкартинцы и каранайцы рассказывают о своем прошлом следующее. Примерно в ХII веке три наследника хана аварского, потомка Сураката, бывшего правителя Аварии, первого принявшего мусульманскую веру и вместе с нею титул хана, не поладили между собою, и один из них по имени Исмаил, будучи изгнан из Аварии, пришел со своим братом Карланом и поселился в Гурбеке (ниже Караная)» .

Сословная комиссия, образованная местными органами власти Российской империи для выяснения происхождения и прав различных слоев населения Дагестанской области, собрала о карачи-беках следующие данные: «Сами беки карачиевские проводят свою родословную от аварских ханов (по показанию чиркеевцев, они выходцы из Аргуани). О выходе их из Аварии и занятии настоящих селений остались следующие предания. Три наследника хана аварского, потомка Сураката, бывшего правителя Аварии, первого принявшего мусульманскую веру и вместе с нею титул хана, не поладили между собой, и один из них, Исмаил, будучи вытеснен из Аварии, пришел со своими приверженцами и молочным братом Карланом и поселился в Гурбеке (ниже Караная), когда земля эта не была еще никем занята. По смерти Исмаила сын его Тели-Будайчи перевел оттуда юрт в нынешние Эрпели…» . В дальнейшем карачи-беки расселились и в других предгорных селениях Буйнакского района.

Очень интересный полевой материал собрал известный краевед Булач Гаджиев в 1956 г. у потомка карачи-беков Герея Гереева, родившегося в 1860-х гг. (он дожил до 106 лет) в селении Эрпели: «Селу нашему 250 лет. На кладбище я не нашел могильных плит старше этой даты. Люди в эти места пришли с гор, точнее из аула Танус» . Эту же версию о происхождении сословия карачи рассказали Булачу Гаджиеву и в селении Каранай: «Рассказывают, что семь молодцев из аварского аула Тануси облюбовали тот холм и стали на нем жить» .

Показательно, что сохранились предания, согласно которым шейх Асилдар поселился в Аркасе, бежав из Хунзаха после убийства им Сураката, отказывавшегося принять ислам . Таким образом, ясно, что по отцу происхождение шейха Асилдара увязывается с родом аварских нуцалов, при этом часто называется имя самого нуцала Сураката, жившего, скорее всего, на рубеже ХI–XII вв.

В сочинении ад-Дургели также указано, что мать шейха Асилдара была из рода сала-узденей. Согласно кумыкскому автору ХIХ в. Д.-М. Шихалиеву (1791 г. р.), сала-уздени идентичны салатавцам и по большей части происходили из селений Анди и Риквани. Переселившись якобы оттуда, они поселились на реке Салаор (кум. – Саласу), которая протекает близ села Дылым, отсюда переселились в селение Гелбах . Согласно Д.-М. Шихалиеву, «когда Султанмут прибыл в Чирюрт, там жили Риконинские выходцы, предки нынешних сала-узденей, а в вышеупомянутой записке (памятная запись на арабском языке, на которую ссылается Д.-М. Шихалиев) сказано, что эти выходцы происходили из Анди, впрочем, и Рикони – есть отселок Андийский» . Выше он же пишет, что Султанмут нашел Чирюрт заселенным салатавцами . В обращении сала-узденя Хаджимуратова, поданном в сословно-поземельную комиссию, сообщается: «Предки мои, жившие первоначально в селении Гельбах Хасавюртовского округа, происходящие из почтенных узденей, так называемых сала-узденей, пользовались, и ныне фамилия наша пользуется, правами и преимуществами наравне с беками и независимо от последних; не платили ни бекские повинности, ни государственную подать» .

Жизнедеятельность шейха

Назир ад-Дургели пишет в своем труде, что шейх Асилдар трижды совершил хадж и отличался способностью совершать чудеса. Местное население Буйнакского района считает шейха Асилдара распространителем ислама в горной Аварии и в частности в Хунзахе. Как пишет местный краевед из Аркаса С. Казиев, «шейх Асилдар дошел до земель Хунзаха, убил хана Сураката за то, что тот не хотел со своими подданными принять мусульманскую религию, но, боясь мести, бежал туда, где нынче стоит аул Аркас» .

Согласно сведениям Назира ад-Дургели, Асилдар прожил 49 лет и умер в 806 или 860 году хиджры. Источники его данных, вероятно, те же, что и у М. Гайдарбекова. Последний пишет, что по записям М. Нурмагомедова Асилдар умер в 806 году хиджры (1403–04 г.), а по записям Инквачилава – в 860 (1455–56 г.) . Большинство исследователей склонны согласиться с Нурмагомедовым и считают, что Асилдар умер в 1403–04 г., а родился, скорее всего, в 1354–55 г.

Интересно также, что, согласно преданиям местного населения, уцелевшее после нашествия Тимура в 1396 г. население (в их числе был и Асилдар) позже переселилось в местность, где располагается селение Нижнее Казанище. Здесь рассказывают, что спасшиеся 4 семьи поселились там, где располагается теперь верхний квартал Нижнего Казанища, и тем самым основали это селение. Этот квартал и теперь называется аркасским. Будучи первоначально авароязычным, позднее население Нижнего Казанища перешло на современный кумыкский язык. Это, видимо, произошло из-за переселения к ним остатков кипчакского населения, прежде кочевавшего в степях Северного Кавказа. Такие же «аркасские» кварталы есть и в селениях Верхнее Казанище и Буглен, которые также считаются основанными аркасцами, хотя правильнее считать Буглен отселком Нижнего Казанища. Предания о переселении аркасцев в указанные кумыкские ныне селения были записаны еще в ХIХ веке. В них сказано: «Прежде на Харкасе было два аула, от которых теперь остались развалины; потомки же жителей старых аулов носят название «Харкаслар» и живут теперь в Большом и Малом Казанищах и Буглене. Старые харкасские аулы друг от друга находились на расстоянии 2 верст; в одном из них жили правоверные (т. е. магометане), в другом – неверные (т. е. христиане); вследствие этого оба аула постоянно были во вражде: нападали друг на друга, угоняли скот, брали в плен детей и обращали их в свою веру. Магометане, утомленные борьбой, обратились к шейху Асельдеру, жившему в их ауле, с просьбою, чтобы он помог им истребить неверных» . 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру