«Кормушка для руководства»

Что даст Дагестану приватизация одного из брендов республики

Что даст Дагестану приватизация одного из брендов республики

По поводу приватизации Кизлярского коньячного завода руководитель республики Рамазан Абдулатипов на недавней пресс-конференции на РГВК «Дагестан» заявил следующее: «Я не настроен на разрушение, напротив – стремлюсь к созиданию. В данном случае мы пытаемся спасти завод от полного уничтожения и сделать его результаты гораздо более убедительными».

Еще ранее на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС Абдулатипов заявил по этому же поводу: «Когда я пришел в Дагестан, якобы готовилась приватизация завода за 1,5 миллиарда рублей, этот вариант был остановлен. Я считаю, что минимальная цена этого завода – 4 миллиарда рублей. Вполне возможно, что цена повысится… Мы посчитали, что если будет развиваться завод, в том числе и после приватизации, поступления налогов могут в несколько раз повыситься. Самое главное – это сохранить качество кизлярского коньяка. Я планирую до сентября закончить акционирование, чтобы начать вопрос приватизации». Он также добавил, что решение о приватизации власти Дагестана приняли потому, что многие параметры развития завода оставляли желать лучшего, его экономика и результаты работы могут быть гораздо более убедительными. Новая попытка приватизировать завод пришлась на конец 2012 года, когда депутаты Народного собрания Дагестана включили его в план приватизации с предшествующим акционированием. Однако ход этому процессу не дал Рамазан Абдулатипов, назначенный врио президента Дагестана в январе 2013 года.

Казачество – раскол и амбиции

На сегодняшний день против приватизации завода выступают некоторые представители казачества Северного Дагестана. Основной претензией казаков является заниженная, по их мнению, стоимость, по которой завод планируют продать, – это приблизительно четыре миллиарда рублей. Они считают, что предприятие стоит значительно выше, чем на самом деле его собираются реализовать. Кроме вышеупомянутой цены, казаки выступают против кадровой политики, которая проходит на заводе. Напомним, что в конце 2013 года и. о. гендиректора Кизлярского коньячного завода был назначен Магомед Саадулаев. «Кизлярский коньячный завод – одно из последних крупных предприятий Дагестана, которое до сих пор не приватизировали. Завод также является наиболее значимым предприятием Кизляра – города, в котором все еще сохраняется большой процент русского населения», – заявляют участники митинга.

Участники митинга забывают, что ровно год назад, когда к власти пришел нынешний глава республики, он остановил приватизацию завода за полтора миллиарда. Почему же тогда они не вышли на митинг против приватизации ККЗ? Ответ прост: смена руководства невыгодна бывшему руководству завода в лице директора ККЗ Евгения Анатольевича Дружинина.

После приостановки приватизации завода в начале июня 2013 г. терские казаки написали письмо президенту РФ, в котором требовали предоставить им 100 тыс. га сельхозугодий из фонда федеральных земель СКФО, передать им в управление ГУП «Кизлярский коньячный завод» и контрольный пакет ОАО «Кавминкурортресурсы», а также выделить квоты на вылов морепродуктов в Каспийском море. Кроме того, следует учитывать конфликт между казаками из Терского реестрового, т. е. государственного, войска и общественным Терским войском. Разделение на «общественников» и «реестровых» тянется с момента создания ТВКО. Часть казаков не захотели «служить антинародному режиму Ельцина» и предпочли государственной службе широкую политическую самостоятельность. Своих конкурентов они, как правило, обвиняли в полной подконтрольности властям и государственном содержании, получая в ответ упреки в «ряжености» и самовольном присвоении наград и званий.

В конфликте и различные лидеры казачества. Бывший атаман Терского войска Сергей Клименко в октябре подал рапорт об отставке. По его словам, на атаманов идет давление, а в казачестве наметился раскол. События вокруг Сергея Клименко раскололи казаков на сторонников и противников бывшего атамана. Первые не смирились с его отставкой и вступили в открытое противостояние с исполняющим обязанности войскового атамана Василием Бондаревым, а также атаманом Ставропольского округа Александром Фалько. Участники большого круга нереестрового Терского казачьего войска (ТКВ), прошедшего 16 февраля во владикавказском Доме офицеров, выступили за объединение казачества, а также осудили политику полпреда в СКФО Александра Хлопонина и других официальных структур в отношении казаков и всего «русского вопроса». Они также обратились к бывшему полпреду в ЮФО Виктору Казанцеву с просьбой стать их куратором.

Как пишет «Кавказская политика», тревогу вызывает и тот факт, что «общественники» активно привлекают в свои ряды неоязычников, о которых они в информационных сообщениях прямо не пишут. Новое религиозное течение, невиданное ранее среди казаков, маскируют то под старообрядцев, то под «дохристианские культы», то под «всякое вероисповедание». При этом особо подчеркивается уважительное отношение казаков-неоязычников к христианству. В этой связи нелишним будет вспомнить, как 9 февраля всех потрясла новость о стрельбе в главном храме Южно-Сахалинска. Вооруженный ружьем мужчина ворвался в собор Воскресения Христова и убил монахиню и мужчину, пришедшего в храм. Стрелявший – молодой человек 1989 года рождения, работник местного ЧОП, который, согласно источнику в МВД, «в последнее время интересовался литературой по одному из неоязыческих религиозных учений – родноверию». Продолжая разговор, источник добавил: «Среди сторонников этого учения широко распространены крайне радикальные, экстремистские взгляды по отношению к верующим иных религий, в первую очередь к иудеям, православным и мусульманам».

Неэффективность ГУПов

Государственные унитарные предприятия, в особенности их деятельность, на сегодняшний день – один из самых обсуждаемых вопросов в отрасли сельского хозяйства. Из года в год, несмотря на проводимую работу по координации деятельности ГУПов, не все предприятия, по различным причинам, достигают положительных результатов. Существует лишь малое количество предприятий, в которых на сегодняшний день финансово-хозяйственная деятельность ведется эффективно.

О неэффективности государственных унитарных предприятий в современной экономике, о том, что превращаются в средство выкачивания бюджетных средств из республики, которые потом распиливаются руководством ГУПов, говорилось давно. В дагестанской прессе этот вопрос поднимался неоднократно, в том числе покойным главным редактором «Черновика» Хаджимурадом Камаловым.

В конце 2013 года к такому заключению пришли и в правительстве Дагестана. 25 декабря прошлого года заместитель председателя правительства Дагестана Шарип Шарипов провел встречу с директорами ГУПов, на которой заявил о необходимости акционирования государственных унитарных предприятий агропромышленного комплекса республики. На сегодняшний день, как сообщает Минсельхозпрод республики, в реестре госимущества Дагестана числятся 49 ГУПов, восемь из которых находятся в стадии ликвидации. За указанными предприятиями закреплено 41 237 га земель, 1 500 объектов недвижимости. В целом в ГУПах работает 2 453 человека. «Притом, что в АПК республики 49 унитарных предприятий, из них только несколько функционируют рентабельно. Большинство же находятся в упадочном состоянии или вообще не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, показывая крайне низкие показатели в своей деятельности. В связи с этим возникает вопрос: зачем нужны государству такие образования?» – сделал вывод Шарипов.

Бывший министр по управлению государственным имуществом РД Марат Ильясов заявил, что неправильно, когда из 80 ГУПов только 43 работают, а из них только 2–3 относятся к стабильно развивающимся. «Поэтому перспектива нерадостная. Выход из создавшей ситуации вижу только в акционировании. Это не означает продажу или покупку предприятия, а означает, наоборот, преобразование, т. е. превращение его в ОАО, где 100% акций будут принадлежать государству. Сегодня во многих населенных пунктах остро стоит вопрос строительства жилья и получения земли под его строительство, поэтому часть земель ГУПов нужно отдать под расширение населенных пунктов, а какую-то часть – передать личным подсобным хозяйствам. Поэтому при реорганизации эти проблемы также будут учитываться. Необходимо согласованно прийти к единому мнению по каждому предприятию. Надо довести до населения то, что никто у них не собирается отбирать землю и что все будет по закону», – заключил министр.

Несмотря на это, руководители ГУПов, встревоженные своим будущим, начали будоражить население, рассказывая им о «коварных» планах государственных чиновников. В ряде случаев было и непонимание сути планируемых мероприятий. К примеру, 26 декабря 2013 года в селе Новокаякенте Каякентского района прошло расширенное собрание жителей района, недовольных планами правительства республики приватизировать местные государственные унитарные предприятия (ГУП). Успокоить и обнадежить приехал Марат Ильясов. На площади перед районной администрацией собрались свыше семисот человек – в основном жители восьми сел района, в которых функционируют, а по убеждению самих людей, бездействуют, ГУПы. После небольшого совещания приняли решение провести собрание во Дворце культуры, но мероприятие прошло с элементами митинга.

Между тем очевидно, что редко где можно наблюдать в настоящее время такие объемы воровства и махинаций, как на таких вот государственных предприятиях. Они формально государственные, а на самом деле руководители таких предприятий забирают весь доход в виде начисленных себе, любимым, огромных зарплат, премий и еще разными замысловатыми путями, с помощью аффилированных компаний.

В частности, Кизлярский коньячный завод хотели купить люди, приближенные к бывшему руководству Дагестана, за полтора миллиарда рублей. Притом, что они действовали от имени Сулеймана Керимова – это для отвода обсуждений по заводу. Тогда люди молчали. А когда начали продавать завод за четыре миллиарда рублей, то сразу откуда-то появились и казаки, и рабочие завода, недовольные приватизацией. Никто не говорит, что завод нерентабельный. Просто наверху нет дураков и все прекрасно знают, что директор коньячного завода и хозяин компании официального дилера, внимание, единственного – одно и то же лицо. Человека лишают «кормушки», а местное население пугают увольнениями, оттоком русского населения и прочими страшилками.

И простой народ водится на эти высказывания так называемой верхушки казачества Северного Дагестана. На самом же деле сохранение завода в смутные 1990–2000-е годы – заслуга Владимира Григорьянца, который с 1991 по 2008 год руководил заводом, а потом был отодвинут от правления. Именно благодаря его активности тогда удалось удержать основные показатели работы завода на нормальном уровне.

Продажа завода одновременно даст в бюджет республики четыре миллиарда рублей, что будет очень даже кстати ввиду дефицитного бюджета республики, плюс вырастут налоги в бюджет. Есть примеры таких приватизаций – это Дербентский завод коньячных вин, Дербентский завод шампанских вин. Эти заводы после приватизации стали одними из самых успешных предприятий в Дагестане. Конечно, это надо делать очень взвешенно, не ущемляя и тех, кто работает на этом заводе. Кизлярский коньячный завод – это старейшее предприятие отрасли, по объемам производства занимает одно из первых мест в стране. По качеству продукции является абсолютным лидером в России, это одно из самых престижных предприятий страны. Завод является не только предметом гордости Республики Дагестан, но и очень важным звеном экономического потока в региональный бюджет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру