Закавказские аварцы в азербайджано-армянском конфликте

О политической ситуации в Закатальском регионе на рубеже 1980–90-х годов

О политической ситуации в Закатальском регионе на рубеже 1980–90-х годов

Пробуждение национального самосознания

В 1986–87 гг. в Закатальском, Белоканском и Кахском районах отмечаются первые признаки общественной активности аварского населения, связанные с осмыслением своего исторического прошлого, настоящего и пробуждением национального самосознания. Именно в октябре 1986 г. и было фактически создано зарегистрированное только 14 февраля 1992 г. Аварское общество им. имама Шамиля. У истоков его стояли представители аварской интеллигенции и лица, занимавшие определенные посты в производственной сфере. Председателем Аварского общества долгие годы является предприниматель, Исаев Магомед Омарович, уроженец пос. Кабахчоли Белоканского района, заместителем – Тинаев Магомед Рамазанович. Председателем закатальского отделения Аварского общества имени имама Шамиля стал школьный учитель математики, Шамиль Ялиев, из села Тлебел-уба.

Высшим органом общества являлось правление, состоящее из 7 человек и заседавшее раз в два месяца. К началу 1990-х годов членские карточки аварского общества имели 15 тысяч человек. При образовании общества перед ним, прежде всего, ставилась задача возвращения аварцам Цора самоидентификации, в том числе в документальной форме, то есть в форме записи в паспортах. Кроме этого, стоял и вопрос кадрового представительства в органах власти аварцев, которых, по подсчетам аварского общества, насчитывалось в начале 1990-х годов 150 тысяч человек только в границах исторического Цора, населенного в пределах трех районов АР на 60% аварцами. На третьем месте стояла задача возобновления прерванного в 1938 г. обучения в школах аварскому языку, получения книг и литературы из Дагестана и ее частичного издания на месте .

Аварское общество также обратило внимание на то, чтобы в аварских населенных пунктах религиозная жизнь протекала на аварском языке, как это и было до начала репрессий 1930-х годов . После установки памятника имаму Шамилю в Закатале в 1992 году общество решило построить также мавзолеи традиционной формы над могилами ведущих религиозных и политических деятелей Цора, а также установить памятные барельефы из камня и меди. Активную помощь (в отличие от руководства Дагестана и руководителей дагестанских аварцев) Аварское общество оказало и кварельским аварцам во время гонений, организованных по отношению к ним руководителем Грузии – Звиадом Гамсахурдиа.

С 1991 года в Закатале, 26 июня, Аварским обществом проводился день Шамиля, когда на празднование дня рождения великого земляка собирались аварцы со всего Цора. В этот день проходили спортивные соревнования, культурные мероприятия, исторические постановки и т. д. В 1992 году между Закаталой и Махачкалой благодаря настоятельным просьбам Аварского общества и помощи аварцев из Дагестана был запущен прямой авиарейс, первый полет которого состоялся 2 июня. Рейсы начал осуществлять 17-местный АН-28, который на полет до Махачкалы тратил 50 минут. Стоимость билета составляла 300 рублей. Самолет вылетал из Махачкалы раз в два дня, в 9:15 утра, и возвращался к обеду . То есть деятельность Аварского общества охватывала самые разные сферы социальной и общественной жизни аварцев Закавказья.

Основными направлениями деятельности Аварского общества им. имама Шамиля, записанными в уставе, были:

1. Беречь и сохранять процветание и саму принадлежность аварского народа, развивать и применять историю, культуру, обычаи, язык, традиции.

2. Стараться применять равноправие наций при претворении в жизнь общественных, политических и экономических должностей в Азербайджане.

3. Создавать и развивать международные отношения с соседними республиками и иностранными организациями, развивая деловые и культурные отношения.

4. Участвовать в разрешении межнациональных проблем внутри республики и устранении национального противостояния.

5. Добиваться гуманистического воспитания молодого поколения и укрепления дружбы народов, основываясь на самых лучших традициях народа.

6. Изучать историю аварского народа Азербайджана, восстанавливать исторические памятники и добиваться правильного освещения истории народа.

7. Проводить борьбу за независимость и территориальную целостность Азербайджана.

Армянские погромы и карабахский конфликт

Активность аварского общества совпала по времени с армянскими погромами, организованными почти по всему Азербайджану, и эти процессы не могли не оказать негативного влияния на атмосферу в Закатальском регионе. В городе Закаталы 24 ноября 1988 г. группы хулиганствующих азербайджанцев поджигали армянские дома и устраивали погромы. Во время наведения порядка получили ранения 7 военнослужащих МВД. Начинались события в Закатале с митинга во дворе педучилища, который возглавлял преподаватель физкультуры в Закатальской школе-интернате №1 Алишка Иранлы (Асадов Али, 1959 г. р.). На следующий день после митинга группы азербайджанской молодежи начали ходить по городу и провоцировать встречающихся армян: звучали националистические оскорбления, издевки, пошли приставания к армянкам и т. д. В дальнейшем события приняли более серьезный характер. По воспоминаниям самих армян, бывших жителей Закаталы, ситуация в городе накалялась постепенно. Вначале митингующих на площади было всего 100–120 человек. Все агитаторы и агрессивная масса состояли не из местных жителей . После одного из митингов на площади под крепостью азербайджанцы пошли сжигать армянские дома и грабить их квартиры. Армяне начали сбегаться в северную часть города, населенную почти исключительно аварцами и прилегающую к селу Джар. Толпа воинствующих хулиганов пыталась проехать в эту часть города для продолжения погромов, но местные аварцы перекрыли дорогу трактором К-700. Агрессия толпы переключилась на военных, засевших на турбазе, которая также находится на границе города и села Джар.

Несмотря на то что армянские погромы, благодаря вмешательству аварцев, оказались, к счастью, бескровными, то есть в ходе них не был убит ни один армянин, симпатии аварского населения в карабахском конфликте, а вместе с тем и их принципиальная позиция были на стороне азербайджанцев. Да и по-другому быть не могло – одно дело погромы мирного населения, которые аварское население жестко осудило и всячески им противодействовало, а другое – открытый вооруженный конфликт, в котором одну из сторон представляет государство, гражданами которого являлись аварцы.

В качестве иллюстрации позиции, занятой аварским населением АзССР во время начала карабахской войны, приведем следующий документ, опубликованный в закатальской районной газете «Гырмызы Байраг» (Красное знамя) в сентябре 1989 г.

Обращение аварцев, живущих в Закатальском районе Азербайджанской ССР, к народным депутатам СССР

Мы – аварцы – веками проживаем и работаем вместе с азербайджанцами, по существу, в интернациональном Закатальском крае. За последние годы национальный состав нашего района ещё более обогатился. Теперь здесь живут: азербайджанцы, аварцы, цахуры, лезгины, русские, армяне, грузины и другие народы. До сего дня мы никогда никого не отделяли по национальным признакам. Для нас куда как важней было простое понятие «человек», мы верили в людей, уважали их. Только этот общечеловеческий фактор и принимался за основу. Однако события, спровоцированные армянскими экстремистами, заставили нас о многом призадуматься, и не скроем того, что эти события нас взволновали. И мы не можем остаться равнодушными к судьбе 160-тысячного азербайджанского населения Армении.

Мы требуем прервать усиливающуюся день за днем пропаганду, направленную на подрыв национального суверенитета Азербайджана, экстремистской деятельности отдельных групп, результатом которой становится межэтническая напряженность в регионе.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что центральные средства массовой информации необъективно освещают так называемую проблему Нагорного Карабаха. Некоторые передачи центрального ТВ также слово в слово повторяют вышеупомянутые печатные СМИ. На наш же взгляд, никакой проблемы Нагорного Карабаха нет и быть не может. Потому что земля Нагорного Карабаха испокон веков являлась азербайджанской и таковой останется. Закатала – это дружная семья более чем из 20 наций. На протяжении всей истории наша дружба была нерушимой.

Веками мы наследовали обычаи уважения, гостеприимства, доброжелательного отношения по отношению к другим народам. В таком духе мы продолжаем воспитывать и наших детей.

Поэтому мы просим положить конец экстремистской деятельности. В этой связи необходимо безотлагательно принять более серьезные меры.

Честный, миролюбивый народ Азербайджана должен жить в обстановке мира. Именно таковы законные требования азербайджанского народа. Мы – аварцы – поддерживаем азербайджанскую сторону и призываем все этносы, населяющие Азербайджан, занять аналогичную позицию. Достоверно известно, что мы друзья и родня карабахцев еще с древних времен. И сегодня также не поскупимся на помощь для них.

Обращение от 9 сентября 1989 г. от лица всех аварцев подписали:

1. Камиль Ялиев – ветеран войны и труда.

2. Джабраил Гандахов – ответственный секретарь районного отделения Общества «Билик».

3. Ахмед Херачиев – председатель исполкома ХДС в селе Джар.

4. Тахир Абдуллаев – директор средней школы в с. Динчи.

5. Джамалудин Мамедов – директор средней школы в поселке Мацех.

6. Джуджуй Ялиев – председатель городского исполнительного комитета ХДС.

7. Абдулла Эфенди – завотделом районной газеты «Гырмызы байраг».

8. Мамад Убуров – ветеран войны и труда.

9. Расул Абдуллаев – ветеран войны и труда.

10. Вахаб Ибрагимов – директор районного отделения Госбанка.

11. Ахмед Мамадов – член партии.

В сентябре же 1989 г. из Закатальского района в Карабах был отправлен целый караван со стройматериалами для азербайджанцев, который сопровождали уроженцы аварского села Эхеди Тала, Д. Султанов и А. Хажиев. В ходе встречи с общественностью, организованной в сентябре 1989 г., Шамиль Ялиев – один из руководителей Аварского общества им. имама Шамиля – сказал, что «живущие в Закаталах аварцы всегда готовы оказывать содействие азербайджанскому народу в его справедливой борьбе», и заявил о внесении крупной суммы, собранной аварцами, в Комитет помощи Карабаху. Директор школы в селе Тлебел-уба Ахмед Бораев и уважаемый в районе пенсионер, Камиль Ялиев, выступили в том же духе. Директор Закатальского музея М. Мустафаев также рассказал об исторических связях между джарцами и карабахцами .

Однако вскоре усиление азербайджанского национализма, катализатором которого стали карабахские события, стали ощущать на себе и аварцы, живущие в АзССР. В то время когда аварцы отправляли на фронт свою молодежь и за свой счет формировали боевые части, объединенные в Закатальский батальон, в Закатальском, Белоканском и Кахском районах азербайджанцы, которые сами приехали сюда в 1950–70-х годах, начали активную антиаварскую пропаганду. В качестве образца такой активности азербайджанских активистов можно привести публикацию в журнале «Ачыг сез» в сентябре 1990 г. В ней местный азербайджанский националист, Наби Гулиев, двумя годами ранее принимавший активное участие в армянских погромах, теперь стращает азербайджанскую общественность аварским национализмом.

Естественно, в этих условиях аварское население на первых порах активно поддерживало азербайджанскую сторону, но в дальнейшем из-за усиления азербайджанского национализма и последовавших репрессий по отношению к аварцам и другим коренным народам Азербайджана энтузиазм аварцев, как и большинства населения АР, разочаровавшегося в коррумпированном руководстве страны, сошел на нет.

Источники:

М. МахIатIов. «Баракатаб ракь. 8. Нижер хьул Дагъистаналде буго». // Газета «ХIакъикъат». МахIачхъала. 18 июль 1995 с. (на авар. яз.).

Закатало-Белоканские аварцы. Возрождение народа // Газета «Цолъи». Махачкала, 17.02.1993 г.

Закаталаялде 50 минуталде // Газета «ХIакъикъат». МахIачхъала, 7.07.1992 с.

Воспоминания о Закатале… // ИАЦ «Кавказ». Ереван, 18.09.2006 г.

Обращение аварцев, живущих в Закатальском районе Азербайджанской ССР, к народным депутатам СССР // Газета «Гырмызы байраг». Закаталы, 12.09.1989 г.

М. Шабаноглу. Встреча с молодежью // Газета «Гырмызы байраг». Закаталы, 12.09.1989 г.

Н. Гулиев. Глаза даны каждому для того, чтобы смотреть вперед // Журнал «Ачыг сез». Баку, 09.1990 г. №9.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру