Некомпетентность или тенденциозность?

Об искажении сути инициатив руководства Дагестана по оздоровлению ситуации в религиозной сфере Дагестана

Недавняя инициатива президента РД Рамазана Абдулатипова по возвращению дагестанской молодежи, обучающейся в религиозных учебных заведениях стран Ближнего Востока, охваченных гражданскими войнами и противостоянием, вызвала закономерное одобрение и поддержку среди населения нашей республики. 

Об искажении сути инициатив руководства Дагестана по оздоровлению ситуации в религиозной сфере Дагестана

Как заявил Рамазан Абдулатипов на заседании антитеррористической комиссии, «по районам и городам необходимо объявить населению, чтобы отозвали своих детей, которые учатся в исламских учреждениях в кризисных странах, там, где идут разного рода террористические акты, революции и так далее». «Надо предупредить, что если это не будет исполнено, по отношению к ним будут применены соответствующие меры, особенно по отношению к тем, кто воюет в Сирии, – подчеркнул Абдулатипов. – Надо предупредить родителей. И Дагестан выступал с такой инициативой, чтобы за участие в военных действиях в этой стране привлекались к уголовной ответственности. Такие люди работают на терроризм».

Вполне логичное стремление руководства республики обезопасить уроженцев региона от втягивания в гражданские войны и в ряды НВФ отдельными «экспертами» было преподнесено в совершенно искаженном свете, что заставляет задуматься либо о некомпетентности данных лиц, либо об их изначальной ангажированности и наличии желания преподнести любые инициативы руководства Дагестана в самом негативном ключе.

Наиболее яркий пример такого рода – это статья Гули Арифмезовой, опубликованная на сайте «Кавказская политика» под провокационным заголовком («Абдулатипов принял решение об объявлении боевиками тех, кто изучает религию за границей»), полностью искажающим суть инициативы президента Дагестана.

Начнем со вступления: «После того как были обнародованы факты участия дагестанцев, сражающихся и пожелавших сражаться в сирийской гражданской войне на стороне повстанцев, началась массовая кампания по «оздоровлению» религиозного просвещения в республике и за ее пределами: закрываются медресе, проходят аттестацию имамы, проверяются на политкорректность переводы Корана».

Во-первых, кампания по «оздоровлению» религиозного просвещения в республике проводилась и ранее, но только силами ДУМД. Теперь же по инициативе главы республики эта работа будет вестись еще упорнее и слаженнее. Насчет закрытий медресе, аттестаций имамов и проверки на политкорректность переводов Корана хочу сказать вам, что медресе если и закрываются, то небезосновательно. В каждом случае к ним имеются конкретные претензии, оформленные в соответствии с законом. При этом нельзя ставить вопрос, что они именно закрыты. В большинстве случаев речь идет о приведении их деятельности в соответствие с законом, упорядочении документации и исправлении ряда других нарушений законодательства об образовательной деятельности. При этом приостановлена деятельность не только так называемых салафитских учебных образований, скорее наоборот – три четверти из этого списка составляют исламские вузы и медресе, подконтрольные ДУМД. Кроме того, само количество религиозных вузов по республике говорит о насыщенности этого рынка образовательных услуг.

Не следует забывать, что следом за упорядочением деятельности религиозных вузов по инициативе главы республики прошли еще более строгие проверки светских вузов или, скорее, филиалов этих вузов, которых в республике наплодилось более чем достаточно. Часть из них закрыта (речь идет о закрытии еще значительного количества этих учебных образований, уровень предоставляемых услуг в которых не соответствовал действующему законодательству). Эта деятельность по оздоровлению ситуации в сфере образования, вернее актуальность проведения такой работы, назрела давно, и к данному случаю можно применить известную фразу: «Лучше поздно, чем никогда».

Что касается аттестации имамов, то это решение также можно назвать вполне логичным. Все имамы должны проходить аттестацию перед назначением в какую-либо мечеть и в дальнейшем, хотя бы раз в несколько лет, проходить аттестацию на профпригодность. Нельзя, чтобы любой желающий построил в городе или селе мечеть и сам, без одобрения ДУМД, назначал туда имамов. Эта практика применяется во всех исламских странах, а наличие полного беспорядка в этой сфере до настоящего времени вовсе не является нормой или образцом выстраивания отношений между джамаатами и курирующей их структурой. Проверки на корректность переводов Корана проводятся во всех странах. В Дагестане этим занималось и занимается ДУМД, и это является их прямой обязанностью.

Во-вторых, инициатива главы Дагестана по возвращению учащихся исламских учебных заведений подразумевает возврат студентов из-за границы и продолжение учебы в Дагестане, это для их же безопасности. И слова журналистки о применении к ним соответствующих мер наказания и приравнивании их к боевикам, мягко говоря, не соответствуют действительности. Чтобы к человеку применить меры, нужны доказательства и факты участия его в каких-либо конфликтах или преступлениях, а лишь за то, что человек учился за пределами страны, его никто не сажал и не собирается сажать.

Вот вы пишите про Адама Мустафаева, уехавшего, спасая свою жизнь, в Польшу. Причиной вы называете его исламское образование, полученное им в Каирском университете. Также вы пишите, что по возвращении на родину его обвинили в покушении на главу Буйнакска Абакара Акаева и участии в незаконных вооруженных формированиях, об обысках у него дома и пытках, которые к нему применялись, дабы выбить из него показания. В данном случае вы сами оговариваетесь, заявляя, что его обвиняли в конкретных преступлениях, а не в том, что он учился за границей. Далее он рассказывает о своем задержании и что он под пытками начал оговаривать себя и своих друзей. Адам вынужден признать: «лесные братья» жестоко расправляются с предателями. Один раз он уже предал – назвал имена друзей, после этого в течение трех месяцев Адам прятался в психиатрической больнице. «Друзья», которые скрываются по сей день, по словам Адама, находятся в негласном розыске. Однажды Адам вернулся, но снова начались обыски, аресты. Да и бывшие «братья по вере» стали беспокоить, и он не выдержал и уехал в Восточную Европу жить на пособие иждивенца. В данном случае хочется спросить: а почему не в арабские страны? Со слов Адама становится понятно, что его аресты и обыски у него дома небезосновательны и что вопросов к нему больше со стороны «лесных братьев», нежели МВД. Адам стал сотрудничать с органами и тем самым стал предателем в глазах «друзей», признал, что с такими, как он, бывшие товарищи и бывшие братья по вере жестоко расправляются.

В-третьих, слова Абдулатипова об экстремизме на экспорт... «Мы давно обсуждаем работу по борьбе с терроризмом и достигли «больших успехов» – выступаем поставщиками экстремистов по всей России. А теперь уже и за пределы страны. Единственный «продукт», который мы поставляем за границу, – это экстремизм. Уже размножаем – в школах, вузах, селах. Вот как далеко наша «продукция» дошла», – с горечью констатировал Рамазан Абдулатипов на заседании республиканской антитеррористической комиссии.

По его словам, это очень ответственный вопрос, потому что эти люди туда ушли, а завтра вернутся обратно, получив международную поддержку экстремистских и террористических организаций. «Мы, дагестанцы, по большому счету не нужны им. У них задача одна – ослабить Российское государство. Следовательно, если вы патриоты своей страны, своей республики, то должны не совещания проводить, а активнейшим образом бороться на всех уровнях, никто не должен оставаться в стороне, никто», – заявил президент Дагестана.

Он же уточняет, что в Сирию поехали воевать якобы «за ислам» в основном выходцы из Бабаюртовского, Ботлихского, Буйнакского, Гунибского, Дербентского, Кизилюртовского, Кизлярского, Левашинского, Унцукульского, Хасавюртовского, Цумадинского и Цунтинского районов. Но, отметил глава региона, есть информация о том, что в Сирию выезжали жители и более спокойных, по его оценке, районов: Агульского, Ахтынского, Кулинского, Сулейман-Стальского, Шамильского.

«Они вступают в целый ряд террористических организаций. Особенно те, которые учились в теологических учебных заведениях Сирии, Саудовской Аравии, Малайзии и других государств. Теперь это прямая угроза Дагестану, потому что эти люди воюют вместе с международными экстремистами», – заметил президент.

Как заявляет Арифмезова, эти слова главы республики являются самыми скандальными из всех его инициатив. А в чем скандал, хочется спросить? В том, что президент призывает вернуться домой и учиться исламским наукам на родине, а не воевать в других странах и сеять там смуту? Зачем и для чего они там воюют? Какую цель они там преследуют? Ради каких целей они убивают мирное население, зверски расправляются с православными священниками, вырезают и откусывают солдатам сердца? Разве к этому призывает ислам? Разве к этому призывал пророк Мухаммад (мир ему и благословение)?

Кто виноват, и что делать?

У экспертов масса вопросов к оформлению данного запрета. Каким образом будут законодательно сформулированы понятия «кризисных регионов», по каким признакам будут они определяться?

Как считает правозащитник Светлана Исаева, сама постановка слишком категорична. «Нельзя вменять человеку преступления просто по факту того, что студент поехал учиться. Понятен уровень и качество дагестанского образования, понятно желание получить более качественное образование. Так что теперь? Если не замечен в каких-либо преступлениях, то за что судить? Как в былые времена, за то, что общался не с теми?» –недоумевает правозащитник.

Хочется ответить и Светлане Исаевой: никто не вменял и не вменяет человеку преступления просто по факту того, что студент поехал учиться за границу. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Далее вы говорите о дефиците образовательных учреждений. Какой может быть дефицит, если у нас в Дагестане на 1 января 2012 года зарегистрировано 16 исламских вузов (155 преподавателей, 1 770 обучающихся). По данным администраций городских и районных муниципальных образований, всего на территории республики образовано 81 медресе (201 преподаватель, 2 970 обучающихся). В республике действует 158 примечетских начальных школ – мактабов (158 преподавателей, около 3 000 обучающихся).

Кроме того, в Республике Дагестан созданы и функционируют три теологических института. Это Институт теологии и международных отношений имени Маммадибира ар-Рочи в Махачкале, Дагестанский теологический институт имени Саида Афанди в Буйнакском районе и Духовно-гуманитарный институт имени Саитбега Даитова в Хасавюрте. Кроме того, с 2007 года в Махачкале функционирует Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки (СКУЦИОН). В состав Университетского центра из республиканских учебных заведений вошли Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа и Институт теологии и международных отношений. При таком обилии исламских вузов молодому человеку, начинающему обучение по религиозному профилю, нет никакой необходимости ехать за границу. Неокрепший ум юноши, не достигшего и 18 лет, подвергается усиленной идеологической обработке, и в большинстве случаев он возвращается убежденным противником государства и светского общества. Другое дело, если в некоторых случаях, после прохождения многолетнего обучения в Дагестане, уже сформировавшийся молодой человек лет 25 едет совершенствовать свои знания в действительно признанных и крупных исламских центрах Востока, таких, к примеру, как «Аль-Азхар» или «Зейтуна».

P. S. Эта ситуация, когда диагноз происходящему в республике пытаются ставить люди, не обладающие элементарными базовыми знаниями по исламу, и, более того, журналисты, которые не смогли найти себе применения в самом Дагестане из-за своего непрофессионализма и регулярного уличения коллегами в плагиате и переписывании интернет-материалов, вызывает искреннее недоумение. Возникают вопросы и к руководителям изданий, которые, доверившись таким «специалистам», подрывают доверие читателей к собственному СМИ. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру