Объединение – единственный способ выжить!

Лезгинский народ как основа сохранения лезгиноязычных этносов

Лезгинские народы – коренные народы Дагестана и Азербайджана, включенные в одну группу не только по языковому признаку, но и по историческому. Численность лезгинских народов, по официальным источникам, – около 1 млн, а по экспертным оценкам и сведениям общественных организаций – от 1,3 до 2 млн. Крупным народом данной группы языков являются лезгины, численность которых, по последним официальным статистическим данным, составляет 800 тысяч, по неофициальным – более 1 млн человек. 

Лезгинский народ как основа сохранения лезгиноязычных этносов
Лезгины, танцующие лезгинку. с. Ахты, Дагестанская область, 1900 г.

К лезгинской группе (южное ответвление дагестанской семьи языков) традиционно относят 10 языков: собственно лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, арчинский, крызский, будухский, удинский и хиналугский.

Нелишним будет указание на наличие генетически общего лексического родства и фонетического сходства данной группы языков. Проживание в одном ареале сформировало также и одинаковые или схожие историю, культуру и традиции. Вместе с тем у лезгиноязычных народов имеются и общие проблемы, в том числе политические, геополитические, экономические и др.

Едва ли не самой главной проблемой сегодня можно назвать разделенность лезгиноязычных народов госграницей России и Азербайджана. После развала СССР некогда существовавшая условная граница приобрела статус государственной, а с лета 2010 года и вовсе стала делимитизированной. Остается актуальной и нерешенной проблема обеспечения упрощенного пересечения этой границы гражданами, представителями лезгиноязычных народов Азербайджана и России. Важным является вопрос рассмотрения двумя соседствующими государствами возможности наделения двойным гражданством представителей этих народов. Однако отсутствие такой возможности ведет не только к негативным экономическим, но и культурно-языковым последствиям, которые еще более отягощаются, когда одно из государств ведет политику преследования активистов, деятелей науки, культуры, занимающихся вопросами сохранения собственной самобытной культуры и родных языков. В школах Азербайджана, где обучаются представители лезгиноязычных народов, изучение родных языков учащихся пущено на самотек и финансируется по остаточному принципу или вовсе не финансируется. Более того, в данном государстве в этом вопросе заметна политика экспансии – все еще не решен вопрос государственного финансирования регулярного телерадиовещания и выпуска периодической прессы на лезгинских языках, тогда как на территории Российской Федерации азербайджанцам предоставлены практически все условия. А при неприменении адекватных мер противодействия азербайджанская сторона имеет возможность транслировать свои телевизионные и радиопередачи практически на всей территории Южного Дагестана, ареале проживания лезгиноязычных народов. В результате отсутствия трансляции подобных программ на своих языках с таким же качеством подачи происходит подмена собственной культуры культурными нормами и традициями соседа.

Когда возникают подобного рода вопросы, некоторые российские политики ссылаются на Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», полагая, что именно в рамках исполнения этого закона данные проблемы могут быть преодолены. В соответствии с законопроектом, соотечественниками за рубежом признаются «лица (их потомки), проживающие за пределами Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации».

Однако отметим, что после внесения в данный закон в 2010 году некоторых серьезных поправок документ практически стал недействительным. Единственный плюс после внесений изменений в закон, на наш взгляд, – это закрепленная норма, что Россия «берет на себя обязательства способствовать получению соотечественниками образования в Российской Федерации». Однако в сложившихся в бывших республиках СССР условиях было бы актуально законодательно закрепить возможность получения соотечественниками российского образования на территории той страны, в которой они проживают.

Согласно данному закону, Россия отказалась даже документировать своих соотечественников за рубежом. Отнесение себя к соотечественникам за рубежом – теперь дело добровольное, право свободного выбора самого человека, в связи с чем возникает казус: нет документа – нет проблемы, требующей вмешательства государства. Единственный выход – получение гражданства России, двойного гражданства соотечественниками за рубежом. Однако известно, что в Азербайджане норма получения двойного гражданства отсутствует. В Указе главы Азербайджана «Об утверждении Положения о правилах рассмотрения вопросов гражданства Азербайджанской Республики и их разрешения» (Указ №189, 30 августа 1999 года) прямо сказано: «Если лицо, желающее принять гражданство Азербайджанской Республики, является гражданином государства, имеющего с Азербайджанской Республикой международный договор избежания двойного гражданства, оно должно представить документ, удостоверяющий отношение полномочного органа такого государства к его намерению принять гражданство Азербайджанской Республики».

В связи с этим Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» практически решить вышеназванные проблемы лезгиноязычных народов, пожалуй, сегодня не может.

Вместе с тем остается актуальной и проблема разделенности самих этносов внутри лезгинской группы языков. Парад этносуверенитетов, получивший свое начало в середине ХХ века, и сегодня продолжает искусственно поддерживаться некоторыми представителями малых лезгиноязычных этносов, зачастую предполагая свою личную выгоду. Имеется и множество примеров, когда представители лезгиноязычных этносов относят себя к лезгинам лишь тогда, когда возникает возможность занять вакантное кресло руководителя какой-либо организации по негласной национальной квоте, действующей в Дагестане.

Нередки случаи, когда на форумах дилетанты-этнологи обсуждают вопрос, почему их этнос, входящий в лезгинскую группу языков, не получает полный суверенитет.

Ярким примером того, как личная выгода перевесила общеэтнические интересы, стали выборы депутатов райсобрания и главы муниципального образования «Рутульский район» Республики Дагестан, прошедшие 4 марта 2012 года. Эти выборы выявили некоторые латентно протекающие проблемы самосознания лезгиноязычных народов. Так, здесь команда действующего главы района и кандидата на последующее занятие этой должности, рутульца Дауда Сулейманова, разыграла национальную карту. На этапе предвыборной гонки, прямо накануне самих выборов, был сделан упор не на партийную конкуренцию, а на то, что якобы лезгины хотят отобрать Рутульский район. В итоге вызванный среди населения резонанс отразился на отторжении всех кандидатов лезгинской национальности, и депутатские мандаты получили: 15 депутатов – рутульцы, 4 – цахуры, 2 – лакцы, 1 – азербайджанец, тогда как этнический состав района таков: рутульцы – 60,9%, цахуры – 22%, лезгины – 8,4%, лакцы – 3,7%, аварцы – 2,7%, азербайджанцы – 2,3%. Численность населения района составляет более 24 тысяч человек.

Как бы то ни было, следует обозначить, что в сложившихся условиях только объединение лезгиноязычных народов вокруг наиболее крупного лезгинского – единственный возможный, на наш взгляд, вариант не только решения накопившихся проблем, но и сохранения самих этносов в современном мире. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру