Наши земляки на земле Шама

История и география расселения дагестанцев в Сирии

Первый известный дагестанец, осевший в Сирии и похороненный здесь, — это знаменитый ученый Мусал Мухаммад из селения Кудутль (Гергебильский район), который в 1716 году отправился на Восток. Предания нам говорят, что это было реакцией на предпочтение дагестанским обществом адата перед шариатом и желание жить в стране с прочными позициями ислама. 

История и география расселения дагестанцев в Сирии
фото: http://claudiomafra.com.br/

С ним выехали два его сына. Из Ругуджи (Гунибский район) он отправился через Тленсерух (Чародинский район) в аварское селение Кусур в Рутульском районе, оттуда уже – в Закавказье, в аварское в прошлом селение Елису, и через Джар – в Гянджу. Отсюда через Эрзерум и Малатью он добрался весной 1717 года до г. Алеппо (Халеб). С ним были не только члены его семьи, но и дагестанские паломники, отправлявшиеся в Мекку. В Алеппо Мусал Мухаммад заболел и 11 числа месяца Рамадан (18 августа 1717 г.) скончался. Он был похоронен на кладбище Джубайл города Халеб (Алеппо), а в его похоронах участвовал весь ученый мир города во главе с шафиитским муфтием. Окружение и родственники основали первую общину дагестанцев на территории Сирии, представленную аварцами из селений Кудутль и Ругуджа.

Второе известное переселение относится к 1825 году, когда в Дамаске осела группа дагестанцев во главе с муфтием Шеки – шейхом Мухамадом Челеби. После возвращения из Стамбула группа была по неизвестной причине задержана османскими властями в крепости Карс и сослана в Дамаск на вечное поселение.

Дагестанцы в сирийских городах

Следует сказать, что нашими знаниями об истории дагестанской эмиграции в Сирии мы прежде всего обязаны многолетним исследованиям Багаудина Алиева – ныне представителя МИД России в Махачкале, продолжительное время работавшего на дипломатической работе в Сирии. Он автор монографии «Северокавказская диаспора: история и современность (вторая половина ХIХ – ХХ вв.)», из которой мы почерпнули большую часть нижеизложенных сведений. По теме дагестанской эмиграции в бывшей Османской империи также стоит отметить работы: Амирхана Магомеддадаева, «Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (История и современность)», Магомедхана Магомедханова, «Дагестанцы в Турции.

Этнодемографические последствия Кавказской войны», и Васифа Бадерхана – «Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании (вторая половина XX века)».

Ныне старая дагестанская эмиграция проживает в самом центре Дамаска, в микрорайонах Джиср аль-Абъяд, Мазраа и Мухаджирин, однако большая часть ее уже ассимилировалась и в лучшем случае помнит, что предки эмигрировали из Дагестана. Историческим центром расселения дагестанцев в Дамаске служил знаменитый крытый рынок «Аль-Хамидия», рядом с которым ими был образован Дагестанский квартал, «Хей Дагистани», носивший это название вплоть до 1950-х гг. Дома наших земляков были в основном расположены у входа в этот рынок, со стороны улицы Революции, начиная от ресторана «Старый Дамаск» вплоть до мечети Омейядов. Ныне здесь о Дагестане напоминают лишь отдельные вывески магазинов, клиник и других частных учреждений: «Камал Дагистани», «Ахмад Дагистани» и т. д.

Более активно дагестанское самосознание у поздней эмиграции, относящейся в массе своей к ХIХ в. и проживающей в кварталах Шейх-Мохеддин, Акрад и Масакен барз (расположены на склонах горы Касьюн). Всего в Дамаске и окрестностях, по подсчетам Багавудина Алиева – нашего земляка, долгое время работавшего в Советском посольстве в Дамаске, – насчитывается около 30 тысяч северокавказцев, из которых дагестанцев – около 3 тысяч человек. Однако большая их часть подвержена ассимиляции, а родной язык (в основном аварский) знают лишь 2–3 процента.

Во втором по величине сирийском городе, Алеппо (Халеб), дагестанцев очень мало – всего лишь около 200 человек.

В третьем городе Сирии – Хомсе, – наряду с Дамаском, проживает одна из самых крупных общин дагестанцев. Ныне здесь более 2 тысяч наших соотечественников из общего количества северокавказцев – 20 тысяч человек. По переписи 1935 г. в Хомсе жили 50 семей дагестанцев. Мухаджиры – в основном в центре города, в кварталах Джура-Шиях и Хей Шаркасий.

В четвертом по численности населения городе Сирии – Хаме – около 30 семей аварцев, в основном из селения Джисин.

В прошлом одним из центров сосредоточения дагестанцев в Сирии являлись Голанские высоты и, в частности, окрестности города Эль-Кунейтра. В самом городе численность аварцев (селения Ацуух, Инхо, Кикуни, Сиух и Тинди) составляла к 50-м годам 200 человек. Также здесь жили несколько семей лезгин и лакцев из села Кая. Аварцы и чеченцы (в основном аккинцы – около 250 человек) жили в северо-западной части города, образуя отдельный квартал со своей мечетью. В центре – в основном черкесы, составлявшие в 1930-х гг. половину жителей городка (около 1,5 тыс. человек). Границей между черкесской и аваро-чеченской частью города служила дорога из Дамаска в Банияс. Изначально сам город фактически был построен северокавказцами, которые и сделали из маленького местечка (в котором было лишь несколько домов) торгово-промышленный центр, который впоследствии привлек из окружающих арабских селений местное население. В итоге, конечно, арабы составили большинство населения Эль-Кунейтры. После израильской агрессии 1967 г. город был полностью разрушен, и дагестанцы переселись в основном в Дамаск и его окрестности.

Селение Дейр-Фуль

Селение ныне известно как Дейр-Фуль, хотя в прошлом оно называлось Дейр-Фур – «четвертый монастырь». Одно из поселений крестоносцев, но впоследствии было заброшено и вновь освоено уже во второй половине ХIХ в. дагестанскими мухаджирами. Расположено оно в живописном районе Растан, в 25 км к северо-востоку от города Хомс, в одноименной провинции.

По данным переписи 1935 г., проведенной французскими колониальными властями, здесь проживало 160 дагестанских семей. По последним данным – в Дейр-Фуле более 250 семей, большинство из которых дагестанцы.

Селение было основано в 1878–1880-х гг. дагестанскими мухаджирами, прибывшими после Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. В основном это были кумыки из южных районов – селений Утамыш, Башлыкент, Карабудахкент. Позднее к ним присоединились и другие дагестанцы: кумыки (Костек), аварцы (из сел Гоцатль, Салта, Чох, Хунзах, Акнада), лакцы (Кумух, Кая, Багикла, Чара), даргинцы (Цудахар, Хаджалмахи, Мекеги, Муги, Урахи, Губден, Акуша, Кадар), дагестанские тюрки (Гимейди, Уллу-Теркеме).

История села первые несколько десятков лет была наполнена трагическими инцидентами, ставившими под вопрос само существование Дейр-Фуля, но мужество и трудолюбие жителей помогло им выжить в непростой обстановке. С самого начала своего существования Дейр-Фуль подвергался нападениям окружающих племен с целью захвата земель и вытеснения переселенцев. Во время неоднократных стычек с вооруженными группами погибали жители селения. Во время Первой мировой войны большинство молодежи было насильно мобилизовано и отправлено турецкими властями на войну в местность Чина-Кала, где почти все погибли. В аул вернулся только один человек. Потрясенный его рассказом народ сложил песню «Чина-Кала», которая до сих пор здесь исполняется. Дагестанцы не только выжили в этой сложной борьбе, но и заняли в сирийском обществе достойное место. В эти сложные годы, постоянных вооруженных стычек, в Дейр-Фуль была построена первая сельская школа благодаря деятельности просветителя Халафа ал-Дагестани, а также мечеть – удивительный памятник архитектуры.

Кроме земледелия, здесь занимались животноводством, пчеловодством, различными ремеслами (в основном производством холодного и огнестрельного оружия). Подпольные мастерские по изготовлению огнестрельного оружия действовали в дагестанском селении Дейр-Фуль. Дагестанские мастера сумели быстро организовать производство ружей для защиты от нападений кочевых племен. Техника обработки стволов в те времена была удивительно высокой, поэтому дальность стрельбы из такого оружия доходила до 2–2,5 км. Ружья были тяжелыми, с длинными стволами. Их дагестанцы называли – кабак-чиия. Впоследствии они были собраны французскими колонистами и увезены во Францию в качестве музейных экспонатов, и в Сирии их, к сожалению, вообще не осталось. Мастерство изготовления таких ружей было утеряно в 40-х годах XX в., после смерти последнего мастера, Гази-хана.

Селение Джисин

Селение Джисин расположено в холмистом районе с обширными живописными оазисами, недалеко от города Салямия, в 30 км к востоку от города Хама и в 270 км от Дамаска.

Было основано в 1909 г. Согласно архивным данным, выявленным Б. Р. Алиевым, в 1907 г. жители с. Акнада (ныне Цумадинский район) – Мустапа, Мухамад, Абдулатип, Махмуд и др. – выехали в Османскую империю с целью совершения хаджа. Дальнейшие сведения об этой группе рассказал Б. Р. Алиеву их потомок – Мухамад Абубакар Авари. По его словам, во главе этой группы стоял Алил Мустапа 1841 г. р., который умер вскоре после прибытия в Сирию. В ее состав входили супруга Мустапы Марзият, малолетний отец рассказчика Абубакар, его братья, Мухамад (1878 г. р.), Абдурахман и Саид (1880–1941 гг.), сестра Патимат, ее дочь Патимат с будущим супругом Абдулатипом (1892–1955), сестра Батина с супругом Алидибиром и сыном Мухамадом (1892–1973). Эта группа прибыла теплоходом из Стамбула в Бейрут в 1907 году, а далее прошла пешком в город Хама. Здесь они были размещены в подсобном помещении одной из мечетей, где прожили два года. Из-за антисанитарных условий и голода среди них началась эпидемия желтой лихорадки. Требовалось сменить климат и покинуть район эпидемии. После обращений к властям Османской империи и долгих перипетий аварцам из Акнады было предложено несколько мест в центральной Сирии. В 1909 г. здесь было начато строительство нового поселения, которому дали название Джисин. Ныне в Сирии живет 348 их потомков – выходцев из аварского села Акнада.

В 1980–1990-х годах часть акнадинцев переселилась в город Патерсон штата Нью-Джерси США. Здесь живут 5 семей (Хасан, Ахмад, Мухамад, Камал и Яхья Авари). В Саудовской Аравии также 5 семей акнадинцев из Сирии (ТIарекъ Нажмудин Авари, Махмуд Али Тугъач, Нидаль Ахмад Шаабан, Хаджи Ахмад Шаабан, ГIиссам Мухамаднур Шаабан). Еще по нескольку – поселилось в других государствах Ближнего Востока и Северной Африки: Ливан (Маджид Умар Авари, ГIисам Хасан Нувейр), Алжир (Иман Мухамаднур Шаабан), Кувейт (ТIарекъ Хасан Нувейр), ОАЭ (Абдель-Насер Хасан Нувейр), Ливия (БадигIат Авари, Маналь Мухамад-Рашад Авари). Несколько семей обосновались и в России, среди которых можно упомянуть Аймана Мухамада Авари, который после окончания Московского авиационного института принял российское гражданство и осел в подмосковном Воскресенске.

Первыми жителями с. Джисин были именно несколько семей из Акнады. Потом к ним присоединились аварцы из селений Тинди, Сиух (ныне Гумбетовский район), Анцух и Багикла (ныне Лакский район, жители по происхождению аварцы, знают аварский и лакский языки). К примеру, в 1932 г. из городка Гексун (иль Кахраман-Мараш в Турции) в Джисин переселился сиухец Мухамаднур с женой Хатимат из села Акнада, а также ее братом Абубакаром (он поселился в селении ГIийдун провинции Хомс, но впоследствии вернулся в Гексун). Из с. Тинди в 1918 г. в Турцию эмигрировал Халил-хаджи Аличу. Он обосновался в с. Рашадие (переименовано после в Султание) в иле Сивас, что на востоке Турции. После его смерти, в 1932 г., большинство потомков переселилось в Сирию и обосновалось в Эль-Кунейтре, что на Голанских высотах. Затем уже они вынуждены были присоединиться к своим землякам в Джисине. Здесь осели сыновья или внуки Халил-хаджи – Абдула, Аличу и Мухамад. Переселились также отдельные выходцы из даргинских (Акуша, Кадар, Урахи), а также лакских (Кумух, Кая, Чара) сел. В результате браков с аварцами эти семьи скоро растворились в авароязычной среде, а джамаат селения стал однородным.

Джисинцы в основном занимаются животноводством и растениеводством. Однако отдельные семьи специализировались на добыче пищевой соли. Некоторые колодцы, вырытые для полива посевов, давали насыщенную солью воду, из которой они добывали пищевую соль. Постепенно джисинцы перешли к службе в местной полиции, армии и судебных органах.

С 1950-х гг. жители Джисина начали переселяться в города Дамаск, Хомс и Хама. К примеру, фамилия Шуайб (5 семей, родом из Сиуха), живут в Дамаске (микрорайон Акрад). В городе Хама проживают около 30 семей аварцев, в основном из Джисина. Часть затем переехала и в США. В начале 2000-х гг. в Джисине, по данным Б. Р. Алиева, проживало 6 аварских семей более чем из 40 хозяйств, имеющихся в Джисине. По данным переписи 2004 года – 51 семья, состоявшая из 149 человек. Часть аварцев вернулась в с. Джисин.

Главой администрации села является Ахмад Алиасхаб, чьи предки переехали из с. Тинди. Часть джисинцев, перебравшихся в Дамаск (выходцы из Акнады – Нажмудин Авари, Фарук Авари), купила или построила дома в более крупном дагестанском селении, Дейр-Фуль (провинция Хомс).

Исчезнувшие поселения – Ийдун и Джусия

Помимо Дейр-Фуля и Джисина, в Сирии существовало еще несколько дагестанских селений. Это, прежде всего, Ийдун, которое было расположено в 15 км от Дейр-Фуля. Основным населением Ийдуна были аварцы. В начале ХХ века из-за эпидемии малярии значительная часть жителей села погибла, а оставшаяся – переселилась в Дейр-Фуль и Джисин. Небольшая группа и вовсе перешла на территорию Турции.

Другое поселение дагестанцев – Джусия, – так же как и Дейр-Фуль, было основано после Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Расположено было в 50 км к юго-западу от г. Хомс, по дороге из этого города в Ливан (город Баальбек). В результате постоянной засухи и в целом неблагоприятных климатических условий жители Джусии переехали в различные населенные пункты.

Современное положение

До недавней войны в Сирии жили около 8 тысяч этнических дагестанцев, значительная часть которых, по последним данным, покинула страну. Около 50 семей – в основном это аварцы из Хомса, селения Джисин и Дамаска – ныне живут в лагере беженцев в турецком городе Газиантеп. Им в основном помогают аварские общественные организации из Анатолии – азиатской части Турции, в основном из Кахраман-Мараша. Некоторая часть расселилась по Турции, найдя кров и возможность заработать. Отдельные семьи переселились в Ливан, Иорданию и другие арабские страны. Несколько десятков – уехали в США и европейские страны. Другие (около 20 семей) – переселились разными путями в Россию. В основном это те сирийские дагестанцы, которые получили здесь образование или имеют в нашей стране родственников. Из них лишь несколько человек проживают в самом Дагестане.

Оставшиеся в Сирии дагестанцы в массе своей оказались в тяжелом положении, поскольку основной центр расселения (провинции Хама и Хомс) является эпицентром противостояния властей и оппозиции. Особенно это касается селения Дейр-Фуль, жители которого последние два года регулярно страдают от военных действий и хоронят своих родственников, погибших от обстрелов и бомбардировок. Из последних можно упомянуть события 29 апреля 2013 г., когда Дейр-Фуль был обстрелян войсками Асада из артиллерии, указывая, что на окраине села расположено укрытие боевиков. В итоге было убито 11 и ранен 41 человек. Точное соотношение мирных жителей и боевиков неизвестно. В конце июня 2013 г. на окраине селения произошел бой правительственных войск, атаковавших отряд оппозиции, засевший в районе здания птицефермы. Согласно официальным сообщениям правительства Сада, было убито 40 боевиков. Районы проживания дагестанцев в городах Хомс и Хама большей частью разрушены, а сами жители скрываются в различных местах, в том числе самом селении Дейр-Фуль. Относительно спокойно в центре Дамаска, который пока еще не пострадал от военных действий.

В итоге в Сирии погибло по меньшей мере около 70 этнических дагестанцев, более тысячи – покинули эту страну, а оставшиеся живут в крайне сложных условиях – военных действий, всеобщего дефицита и голода.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру