На самом деле, у республики практически нет выбора: в нынешних условиях сделать высокорентабельным промышленное или аграрное производство все равно не удастся. И потому, единственный оставшийся выход заключается в том, что необходимо провести реформы в социальной сфере, которые высвободят творческую энергию населения.
ШАГ 1. ДЕНЬГИ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Опираться надо только на собственные ресурсы
Ежегодно Дагестан получает из Москвы десятки миллиардов рублей, которые в основном идут на социальные программы. Однако для экономического развития республике придется изыскивать возможности самостоятельно. Поэтому вся ответственность за экономическое развитие Дагестана лежит только на руководстве республики.
В последние годы благоприятная мировая конъюнктура на российское сырье и, соответственно, во много раз возросшая помощь Дагестану из федерального центра, растущее кредитование экономики и потребление привели к росту качества жизни и создали благоприятные условия для развития. Но впрок не наешься. Чтобы быть уверенным в будущем, значительную часть текущих доходов обязательно надо было реинвестировать в экономику. В Дагестане же объем инвестиций оставался одним из самых низких по России.
При этом Дагестан остается одним из наименее развитых регионов России.
Улучшить собираемость налогов
Как известно, налоги в Дагестане платят неохотно и далеко не все. Вместе с тем, увеличение собираемости налогов – один из немногих способов найти необходимые ресурсы для инвестирования. Если в этой сфере не удастся навести порядок, то о надежде возродить экономику можно забыть. К примеру, только с алкогольного рынка можно ежегодно получать до 11 млрд. рублей доходов, что было бы достаточно для удвоения объема государственных инвестиций в инфраструктуру и экономику.
Остановить утечку капитала
Много лет Дагестан испытывает отток капитала. Состоятельные дагестанцы тратят средства на приобретение роскошных и бронированных иномарок, на «престижные» формы досуга, приобретение избыточной недвижимости в Москве и за границей, ведение побочного бизнеса (заправки, магазины, рестораны и пр.), обменивают рубли на иностранную валюту и хранят в виде вкладов в российских и иностранных банках и т.д. Точно судить о размерах оттока капитала в Дагестане очень сложно, но очевидно, что он высок.
Сегодня в связи со сменой власти всплывают только самые общие данные о выводе капитала из Дагестана в предшествующий период. И уже сегодня речь идет о многих миллиардах долларов.
Кроме того, необходимо создание эффективно работающего банковского механизма, который позволил бы аккумулировать свободные средства в экономику.
Неэффективность использования ресурсов
Главная беда дагестанской экономики – неэффективное использование тех ресурсов, что все же имеются. Опыт предыдущих лет показывает, что чем больше денег вкладывается в экономику Дагестана, тем ниже ее эффективность и ниже отдача от этих средств:
Темпы роста инвестиций и сальдо прибыли/убытков предприятий
Годы Инвестиции в экономику Дагестана, в действующих ценах Прибыль (+)/убыток (-) всех предприятий экономики Дагестана, в действующих ценах
1999 2,06 млрд. руб. + 567 млн. руб.
2000 3,4 млрд. руб. + 1 млрд. руб.
2001 4,9 млрд. руб. + 0,75 млрд. руб.
2002 5,3 млрд. руб. + 1,2 млрд. руб.
2003 9,97 млрд. руб. + 1,14 млрд. руб.
2004 14,87 млрд. руб. + 0,93 млрд. руб.
2005 26,5 млрд. руб. + 0,9 млрд. руб.
2006 36,6 млрд. руб. - 1 млрд. руб.
2007 42,2 млрд. руб. +2,1 млрд. руб.
2008 51,2 млрд.руб. -0,9 млрд. руб.
2009 57,8 млрд. руб. +3,7 млрд. руб.
2010 69,2 млрд. руб. +3,1 млрд. руб.
2011 77,9 млрд. руб. -4,1 млрд.руб.
Есть две основные причины неэффективности использования ресурсов: воровство (нецелевое использование) и поддержка неэффективных отраслей экономики.
Борьба с воровством и нецелевым использованием ресурсов
Разумеется, сегодня основная задача – борьба с воровством средств и их нецелевым использованием. Вместе с тем, сейчас этой проблеме уделяется очень мало внимания, в том числе - правоохранительными органами. Мы все понимаем, что официальная зарплата, сколь бы высокой она ни была, не может быть источником формирования сверхдоходов, которыми обладают и к которым стремятся многие нынешние руководители. Тотальное и всеобщее стремление украсть приводит экономику республики к состоянию дырявого решета, куда сколько не вливай, всегда будет пусто.
Снижение поддержки неэффективным отраслям экономики
Сегодня для Дагестана важнейшая задача - прекращение или сокращение растрат ресурсов на поддержку неэффективных отраслей экономики. Если ресурсов не хватает на все, то их надо перераспределить, изъяв из неперспективных отраслей и сосредоточив в прорывных направлениях.
Нужно с сожалением признать, что в нынешних хозяйственных условиях промышленность в Дагестане уже не поднимется, а та, что еще осталась - бесперспективна. Для ее восстановления у республики полностью отсутствует энергетическая и сырьевая база.
В нынешних условиях низко-эффективным можно считать и сельское хозяйство. Оно полностью держится на труде в личных крестьянских подворьях; поэтому оно - высокозатратное и низкотоварное, и существует лишь за счет напряжения сил, невероятного трудолюбия и невыплат положенных налогов.
Сказывается отсутствие крупных аграрных производств, больших площадей плодородной земли и техническая отсталость. В Дагестане в сельском хозяйстве работают 27,5% занятых в экономике, в среднем по России - 11,1%. При этом в расчете на душу населения республика производит зерна в 4,6 раза, картофеля - в 2, мяса - в 1,3, молока - в 1,6 раза меньше, чем в среднем по стране.
Республика за счет собственного производства удовлетворяет потребности по установленным законом РД минимальным нормам потребительской корзины по мясу лишь на 60,4%, молоку - на 65,3%, рыбной продукции - на 28,4%, яйцу - на 40,1%.
Сельское хозяйство остается «вещью в себе». Устойчивый рост доли сельского хозяйства с 17,3% в 1997 г. до 26% в 2005 г. не дал существенного увеличения налогооблагаемой базы республики. Удельный вес сельского хозяйства в налоговых поступлениях составил только 3,5%.
ШАГ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ, КОТОРЫЕ ВЫСВОБОДЯТ ТВОРЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ НАСЕЛЕНИЯ
Реформа системы образования
Вот уже несколько лет как по всей России идет реформа системы образования. В Дагестане в силу ряда обстоятельств она тормозится. В результате, для восстановления экономики республики нет самого главного ресурса – нет людей, которые могли бы в этой экономике работать.
Мы называем Дагестан трудоизбыточным регионом, но это не совсем так. В Дагестане трудно найти хорошего токаря на зарплату в 25 тысяч рублей, но всегда можно найти несколько юристов (с высшим образованием) на зарплату в 5 тысяч рублей. Очевидно, что нынешние перекосы в системе подготовки кадров напоминают симптомы острой болезни.
Как известно, более 80% выпускников девятого класса продолжат обучение для получения среднего образования. Подавляющее большинство выпускников после 11 класса будут поступать в высшие учебные заведения. Почти все поступающие – поступят. В мире нет ни одной экономики, способной дать работу такому количеству специалистов с высшим образованием.
В Дагестане учатся в вузах почти сто тысяч молодых людей. Сейчас в республике многие десятки институтов и университетов, включая филиалы многих российских вузов. При формально почти всеобщем высшем образовании Дагестан отличается низким качеством профессиональной подготовки выпускников и низким качеством трудовых ресурсов. Не удивительно – ведь вчерашние студенты зачастую идут на стройку, в торговлю, становятся фермерами или мелкими предпринимателями… В этих сферах их высшее образование совершенно бесполезно.
Сегодня нужно ускорить ход реформы высшего образования путем ликвидации или слияния неэффективных вузов, дающих некачественное образование. И, разумеется, нужно реально реанимировать систему подготовки трудовых ресурсов. Пока на 1000 человек в ПТУ Дагестана учатся 5,8 человек (по России – 22,45), а СУЗах 9,5 (по РФ – 16,7).
Проще говоря, в Дагестане никто не хочет и не собирается работать. Общий настрой сводится к тому, что деньги надо «делать» сидя на должности высокопоставленного чиновника.
Стимулировать мобильность избыточных трудовых ресурсов
Чтобы привезти иностранных рабочих, дагестанские строительные компании ведут переговоры с фирмами-посредниками, которые обеспечивают своим рабочим выгодное трудоустройство, страхование, консульскую и юридическую защиту, помощь в оформлении документов и т.д. Дагестанец, уезжая на заработки в Москву, может рассчитывать там лишь на себя и, в лучшем случае, на родственников.
Сегодня дагестанцы, в первую очередь - молодые, массами уезжают в Москву, на север, в регионы Центральной России. Это дает им хороший доход и полезно для республики, так как снижает социальную напряженность. Однако процесс этот нуждается в регулировании и организации. Регулирование позволит защитить интересы дагестанцев вне пределов республики. Пока же ни Миннац, ни постпредства в других регионах не справляются с этой работой.
За годы реформ из республики уехали сотни тысяч этнических дагестанцев, преимущественно, лиц молодого возраста.
ШАГ 3. КУДА НУЖНО ИНВЕСТИРОВАТЬ СРЕДСТВА
Содействовать ускорению урбанизации
Урбанизация заметно удешевляет затраты труда и денег на само-обеспечение, соответственно, оставляя гораздо больше возможностей людям для участия в общественном производительном труде, для улучшения собственной жизни.
Сегодня в Дагестане число городских жителей и число сельских примерно равно и резервы для ускорения урбанизации пока есть. Можно, к примеру, только приветствовать намерение Махачкалинской горадминистрации по созданию гигантского района застройки «Лазурный берег». Это ускорит урбанизацию и создаст десятки тысяч новых рабочих мест. Это создаст хорошие условия для ускоренного развития экономики в городах, которые станут локомотивом роста экономики. Возможно, следует выделить города (или хотя бы только Махачкалу) в особую экономическую зону, отделенную от депресивных районов.