Почему мы не мечтаем о Дагестане будущего?

Мечты и планы на будущее – это здоровое нормальное социальное явление

Почему, к примеру, никто не говорит нам, что через десять лет мы будем богаты, как европейцы? Что мы будем одним из самых развитых регионов России? Что у всех будут достойные зарплаты, которых хватит и на зажиточную жизнь на родине, и, даже останется на путешествия по миру? Что у нас будут ровные широкие дороги, принципиальные полицейские, честные чиновники, пекущиеся о благе людей? Почему никто не берется утверждать, что мы будем жить в мире и в гармонии, будем уважать друг друга и помогать в трудные моменты?..

Мечты и планы на будущее – это здоровое нормальное социальное явление

Мечты и планы на будущее – это здоровое нормальное социальное явление. Мечтать и планировать – естественные проявления человеческой психики. Почти любое открытие, свершение или действие начинается с мечты. Нельзя чего-то добиться, если ты не мечтаешь об этом, если твоя мечта не зовет тебя в путь, к новым открытиям и свершениям.

И особенно интересно, почему о Дагестане будущего не мечтают дагестанские чиновники и политики, работа которых – вести нас вперед. Напротив, последние двадцать лет политики и чиновники без устали потчевали нас негативной информацией – то плохо, это плохо, те виноваты, эти виноваты… И делили государственный бюджет таким образом, чтобы построить свое личное благополучие – наверное, далеко от родного Дагестана.

Может быть, все дело в том, что в будущее Дагестана никто уже не верит? В светлое будущее, о котором можно публично мечтать, не боясь быть осмеянным? Вот Вы, уважаемый читатель, можете ли Вы в своем кругу помечтать, что Дагестан будущего будет прекрасен, что он будет островком благополучия, мира и процветания?

Многие уже не верят не только в БЛАГОПОЛУЧНОЕ будущее Дагестана. Они не верят в САМО БУДУЩЕЕ нашей республики. И оттого, любые мечты о будущем кажутся людям пустым трепом, ненужными и неискренними словами.

Я знаю только одного политика, который верит в будущее Дагестана. Не просто верит – не побоялся связать с Дагестаном свое личное будущее. Это – мэр Махачкалы Саид Амиров.

В то время как некоторые другие политики вложили миллиарды рублей в неудачные проекты в далеких зарубежных странах, Саид Амиров строит под Махачкалой еще один, идеальный город. На десятках гектаров уже сегодня разворачивается практическое строительство, прокладываются коммуникации, строятся дороги, закладываются фундаменты будущих домов.

«Лазурный берег» - это не просто город, это мечта о прекрасном Дагестане будущего, об идеальном месте, куда будут стремиться люди, не страшась плохого имиджа Дагестана.

Я думаю, что мечтать о Дагестане будущего не принято оттого, что уже двадцать лет республика живет в условиях давящего ощущения социально-политического стресса. Люди не ждут ничего хорошего от политиков и привыкли ощущать себя обманутыми и отверженными политической системой. Эта «внутренняя оппозиция», глубоко засевшая в дагестанских гражданах очень опасна не только для общества, но и для каждого человека в отдельности, для его психики.

Многие граждане живут в состоянии хронической депрессии. А депрессия становится причиной многих опасных болезней. Достаточно посмотреть медицинскую статистику, чтобы увидеть, что у нас двадцать лет подряд растет число инфарктов, инсультов, тяжелых проявлений гипертонии, различных нервных, психических, кожных болезней и т.д. Растет, даже, несмотря на то, что 12 лет подряд мы живем в условиях экономического роста. Жизнь реально становится лучше, а мы нервничаем все больше и губим себя своими переживаниями.

Еще одним верным признаком тяжелой социально-политической депрессии являются наши средства массовой информации. Все они говорят о политических интригах, убийствах, боевиках, преступности – и ничего о созидании, никакой позитивной информации (если не считать таковой проплаченную рекламу).

Чем чревата ситуация, когда люди не видят для себя будущего?

Когда люди не могут мечтать, когда они видят бесперспективность любых созидательных планов, они находят иной способ отхода от реальности. Для кого-то - это алкогольное или наркотическое забвение, для кого-то - депрессия днем и кошмары ночью.

Значительная часть дагестанского общества желает разрушения без созидания. В ходу, как Вы, наверное, замечали, снова замелькало словечко «СИСТЕМА». Многие хотят «РАЗРУШИТЬ СИСТЕМУ», слабо представляя себе, что именно хотят разрушать, зачем это делать и каковы будут последствия. В воздухе запахло возвращением 1990-х годов, когда разрушение без цели сделать что-то новое стало смыслом жизни для очень многих.

Ломать все вокруг – это признак социальной депрессии, признак тяжелой болезни части общества.

Особенность нынешней ситуации в том, что желание части общества разрушать совпало с началом политических перемен в Дагестане.

Мы помним, что назначение на должность врио Президента Дагестана Рамазана Абдулатипова и его громкие заявления, сделанные в первые дни после назначения, обрадовали и обнадежили дагестанское общество. Врио Президента еще в Москве обещал бороться с коррупцией, бандитизмом, организованной преступностью, кланами... Но первые же назначения руководителей разочаровали дагестанцев. Практически никаких реальных перемен в правящей элите не произошло. Большинство новых-старых министров и зампредов просто пересели из одного кресла в другое.

Разочарование было глубоким и наступило практически сразу. В итоге, новый Президент Дагестана не получил массовую поддержку граждан, на которую мог рассчитывать после первой волны оптимизма, вызванного его заявлениями. Это понимает и сам Рамазан Абдулатипов. Фактически, признанием этого факта стало заявление по вопросу о форме выборов президента Дагестана. Врио Президента отчетливо понимает, что не получит массовую искреннюю поддержку дагестанцев. И потому, Рамазан Абдулатипов заявил: президента надо выбирать Народным Собранием.

Однако, несмотря на то, что дагестанцев разочаровали назначения, Рамазан Абдулатипов продолжил делать громкие заявления. Он обещает победить боевиков, воссоздать промышленность, реконструировать сельское хозяйство, победить коррупцию и кланы. Накал его публичных заявлений и обещаний практически беспрецедентен в новейшей истории Дагестана.

Первое разочарование, оставшееся после назначения в правительство тех, с кем Рамазан Абдулатипов обещал бороться, никуда не ушло и не забылось. Оно только нарастает – но одновременно растет и популярность врио Президента. Почему такое возможно? Это удивительный феномен. Ведь в обычной жизни мы никогда не поверим в обещания, если видим объективную невозможность обещающего их исполнить. Но это не жизнь, это политика – и здесь порой сочетается несочетаемое.

Я думаю, что Рамазан Абдулатипов своими выступлениями случайно открыл новое состояние дагестанского общества.

Значительная часть дагестанского общества уже хочет не каких-то конкретных улучшений. Оно хочет разрушения всей «Системы». Это как в 1990-е годы – люди не питали иллюзий по поводу национальных фронтов и их лидеров. Харизматичные лидеры нужны были толпе как инструмент разрушения «Системы».

Часть общества хочет видеть в Президенте Дагестана не борца с коррупцией, кланами, реорганизатора и строителя новых городов, а разрушителя «системы» и ниспровергателя основ. Никакого созидания – люди устали от тяжелого периода постепенного подъема 1999-2013 гг. Лететь вниз, весело, разрушая то, что попадется по пути – вот чего хочет значительная часть граждан.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру